Слайд 1Живописцы древней Руси
«И он, пишучи святую икону, только по субботам
и по воскресеньям причащается пищи и с великим радением, бдением
в тишине великой соверши ее»
Архимандрит Пахомий
Слайд 2Феофан Грек
Приехал в Новгород уже зрелым, сложившимся мастером из Византии.
Он был последним представителем византийского искусства. Он был очень умен,
образован, славился как мудрец и философ.
До приезда в Новгород он расписал уже около 40 церквей.
Слайд 4«Преображение Господне» 1403г., Третьяковская галерея.
Основная сцена композиции - фигура сияющего
небесным светом Христа в окружении апостолов и явившихся на место
события Илии и Моисея.
Композицию дополняют сцены восхождения на Фаворскую гору и схождения с нее Иисуса с учениками. Их исполнение в меньшем масштабе зримо обозначает иное пространственно-временное действие.
Выразительны фигуры упавших ниц Петра, Иоанна и Иакова в нижней части иконы. Они выражают разные эмоциональные состояния. Лишь Петр осмеливается смотреть на чудо. Иоанн открыл лицо, но не решается повернуться в сторону Учителя. Динамична выгнутая дугой поза лежащего Иакова, в страхе закрывшего лицо рукой. Его крупная фигура выдает в нем человека физически крепкого, но слабого духом, еще не готового к прозрению.
Слайд 6Богоматерь Донская 1392г., Третьяковская галерея
Она была почитаемым образом Успенского
собора Коломны, построенного накануне Куликовской битвы. Иван IV Грозный высоко
чтил эту икону, заступницу русских воинов в Куликовской битве. Прославленная чудесами, она была перенесена по царскому указу в Благовещенский собор Московского Кремля.
Младенец сидит с согнутыми обнаженными ниже колен ножками. Обращает на себя внимание своеобразный жест правой руки Марии, не направленной с молитвой к Сыну, но замершей у груди, чтобы поддержать ступни его ножек. Выражение мягкой задумчивости на лике Богородицы, смотрящей поверх Сына, характерно для икон типа «Умиление», подчеркивавших не сиюминутный, а сокрально-вневременной характер общения Пресвятой Девы Марии и Младенца.
Слайд 7По свидетельству летописи, Благовещенский собор Кремля был одним из трех
храмов Москвы, расписанных Феофаном Греком.
Слайд 8Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Фрагменты.
Слайд 9Схема рядов: А. Местный ряд; Б. Пядничный ряд; В. Деисусный
чин. Около 1405 г.; Г. Праздничный ряд. Около 1405 г.;
Д. Пророческий ряд; Е. Праотеческий ряд
Слайд 10Апостол Пётр. 1405.
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского
Кремля
Слайд 11Иоанн Креститель. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского
Кремля
Слайд 12Богоматерь. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля
Слайд 13Апостол Павел. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского
Кремля
Слайд 14Архангел Гавриил. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского
Кремля
Слайд 15Пророк Гедеон, Праотец Исаак, Спаси в силах, Василий Великий, Иоанн
Златоуст
Слайд 16Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород.
Первые фрески Феофана Грека
в церкви Спаса Преображения в Новгороде были открыты около 1912
года. Уже тогда специалисты обратили внимание на высокое качество этих фресок.
Так как живопись в церкви Спаса дошла до нас в виде случайных фрагментов, реконструкция системы росписи наталкивается на значительные трудности. Сюжеты многих погибших композиций, конечно, уже невосстановимы. Равным образом не всегда удается определить имена святых, представленных Феофаном. По счастливой случайности в церкви Спаса Преображения хорошо сохранились фрески, украшающие купол и простенки светового барабана.
Слайд 17В зеркале купола написано колоссальное оплечное изображение Христа Вседержителя.
Он
в сиренево-сером гиматии с оранжевыми складками и в красном хитоне.
Большой нимб окружает главу Христа, которая является, естественно, наиболее выразительной частью этой фрески.
Христос представлен в виде грозного божества. Он гневно взирает на расстилающуюся внизу землю. Персты правой руки как бы сжаты, в левой он держит закрытую книгу, которая, согласно «Откровению Иоанна Богослова», будет раскрыта в день Страшного суда. Надпись, опоясывающая изображение Христа, гласит: «... с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне...».
Слайд 18Архангелы представлены в рост. Они одеты в парадные дивитисии, украшенные
лорами, и короткие боевые плащи. В правой руке они держат
мерила, а в левой - большие сферы. Крупные надписи обозначают имена архангелов. Это, следовательно, цвет небесного воинства - гвардия, которой поручено охранять престол Вседержителя и служить посредником между небесной властью и родом человеческим.
Слайд 19Фреска Авель, 1378
Фрагмент фрески в Церкви Преображения,
Ильина улица, Новгород
Авель
изображен с традиционным для иконографии этого святого ягненком в левой
руке, так как он был «пастырь овец».
Слайд 20Ветхозаветная Троица, 1378; Фрагмент фрески в Церкви Преображения, Ильина улица,
Новгород
Сильно подчеркнутое положение ангела, восседающего в центре. Находящиеся при
божественной трапезе Авраам (его изображение на фреске камеры утрачено) и Сарра, которые угощают и прислуживают ангелам. Феофан выбирает из трех элементов традиционного фона - палаты, дерева и скалы - только изображение дуба Мамврийского: его крона в виде сильно обобщенного темного пятна. Широко раскинутые мощные крылья среднего ангела, олицетворяющего Христа, как бы осеняют всю трапезу и ангелов, сидящих по бокам.
Слайд 21Три Столпника, 1378
Феофан изобразил пять столпников: по одному на гранях
столпа и три фигуры на южной стене.
Столпников писали на
столпах или на других конструктивно важных, несущих частях здания, так как столпники, были подлинными столпами церкви, ее основанием и опорой. Они выражают мысль о незыблемости массива столпа и подпирают своды.
Столпники восседают на высоких сооружениях, имеющих вид граненых башен с дверными отверстиями внизу и стилизованными капителями наверху.
Первым слева представлен Давид. Следующий столпник – Даниил. атем, уже в числе трех столпников, чьи изображения написаны на южной стене, мы видим двух Симеонов. Последним в ряду столпников изображен Алимпий.
Слайд 22Столпники
Давид. Греки не знают столпника с таким именем, но известен
преподобный Давид, родом из Месопотамии. В Салониках, подобно столпникам, он
три года провел на миндальном дереве, коченея от мороза и страдая от зноя, чтобы ему открылась благодать божия.
Даниил. Выходец из Месопотамии, совершал свои подвиги и благодеяния в окрестностях Константинополя.
Первый Симеон, родом из Киликии, основатель столпничества как особого вида отшельничества, предавался стоянию на столпе. Некий Антоний, взявшийся написать житие этого святого, испытал большие затруднения при выполнении своей задачи, так как деяния Симеона были столь необычными и настолько превышали способности человеческой природы, что легко могли показаться «баснословными и недостоверными». Орошаемый дождями, осыпаемый снегом и палимый зноем, он совершал свои подвиги в течение сорока семи лет, за что был удостоен особой благодати.
Другой Симеон, был прозван Дивногорцем, так как гора, на которой стоял этот святой носила имя Дивной.
Алимпий. Наставляемый ангелом, этот святой находился в пустыне и на столпе пятьдесят три года, причем легенда о нем добавляет, что последние четырнадцать лет своей жизни из-за болезни ног Алимпий не стоял, а уже лежал на столпе, испытывая мучения, но благословляя Бога.
Слайд 23Каковы же основные черты живописи Феофана Грека?
Идейную основу живописи Феофана
составляет мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказался
настолько удаленным от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода Судьи. Вспомним, Вседержителя – его лик – это воплощение карательной силы. А все посредники – праотцы, пророки, столпники – строгие аскеты, с суровыми лицами и величественными жестами. Каждый из них устремляет свой духовный взор внутрь себя. Суров и колорит красок: темно-желтый, коричневый, красновато-розовый, зеленовато-синий.
Концепция трагизма, мрачной безысходности, нагнетения обстановки, призыв молиться и просить о прощении грехов.