Слайд 1Жостовские подносы
Жостовские подносы
Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится
село Жостово.
Это село прославилось не только в нашей стране,
но и за рубежом.
А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, но созданные густым широким мазком, играют по-новому.
Цветочный букет жостовского подноса очень прост по своей композиции. Объёмная форма букета сочетается с продуманностью цветового решения. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.
Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай.
Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития.
Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
Слайд 2Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Их
изготавливали наряду со шкатулками и табакерками.
В богатых домах встречались
и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге.
И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала наблагодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
Слайд 3
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько
изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие
краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.
В конце XIX – начале XX столетий промысел села Жостово пришел в упадок.
Но в 1928 году несколько артелей объединились в одну – «Металлоподнос». Жостовская фабрика декоративной росписи и по сей день выпускает настоящее жостовское чудо!
Слайд 4Роспись выполняется исключительно вручную.
Характерные виды росписи жостовских подносов:
цветы (классический вид росписи) - букет цветов на черном фоне,
фон (фоновая роспись) - букет цветов на цветном фоне,
фрукты - роспись с использованием изображений различных фруктов
Слайд 5В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой
поверхностью подноса, эффектно играющей на свету.
Изображение цветов на лицевой
поверхности подноса отличается особой мягкостью и округлостью рисунка.
Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
Виды росписи жостовских подносов
Слайд 6Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий
лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой
и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса. Чуть "утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом на подносе. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной "травки" окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон подноса.
Слайд 7Жостовские металлические подносы разнообразны по форме; подносы многоугольные, подносы круглые,
подносы овальные, подносы комбинированные.
Слайд 8Технология изготовления жостовских металлических подносов
Изготовляются жостовские подносы из листового железа.
Ковка
подносов осуществляется на механических прессах.
Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют
и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов.
Роспись выполняется в несколько приемов. Кратко опишем их.
Начинается она с "замалевки": разбеленными красками намечается общий силуэт изображения (цветов и листьев), расположение основных пятен. "Замалеванные" подносы сушатся в печах в течение нескольких
Слайд 9Следующим приемом на просохшем замалевке лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени.
Этот прием "тенежка" погружает букет в глубину фона, выявляет теневые
места растений.
Затем следует "прокладка" - плотное корпусное письмо яркими красками, наиболее ответственный этап живописи.
Формы букетов обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции
Слайд 10Тенежка Прокладка
После этого следует "бликовка", то есть нанесение белильных мазков
(иногда слегка подцвеченных), уточняющих все объемы - операция завершает лепку
форм, их условную материальность.
Последущая операция "чертежка" размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семенца в чашечках цветов, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись.
Слайд 12Бликовка Чертежка
Завершает письмо "привязка" - тонкие травка и усики, объединяющие
все изображение в букете и мягким переходом связывающие его с
фоном.
Орнамент Чертежка
Эти сложившиеся в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например, "бликовка" может мягко "сплавляться" с "прокладкой", а может четко выделяться на ней; мазки разной силы и очертаний в одних случаях спокойно лепят форму, в других - ложатся на ней своеобразным узором и т.д.).
В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений.