Слайд 1Урок изобразительного искусства по теме:
народные промыслы России
Золотая
хохлома
Слайд 2Цели и задачи урока:
Дать начальные сведения о народном промысле России
– хохломской росписи;
Понятие о стилизации;
Освоить декоративную роспись характерную для
хохломской росписи, творчески и разнообразно применять приемы кистевой росписи;
Закрепить полученные знания;
Развивать творческие способности детей
Слайд 3История развития промысла
Этот художественный промысел возник в 17 веке в
Нижегородском Заволжье вблизи торгового села
Хохлома.
Деревянная посуда была распространена
на Руси с
давних времен: деревянную ложку или миску можно
было увидеть на столе у боярыни и в избе у
крестьянина. Нарядную посуду окрашивали в яркие,
сочные цвета и расписывали разными красками, порой
золотом или серебром. Но даже самую простую посуду
нельзя было использовать неокрашенной: от горячей
пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались
трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали
олифой – вареным льняным маслом.
Происхождение приемов окраски деревянной посуды в
золотистый цвет без применения золота и сегодня
остается загадкой даже для специалистов…
Слайд 4 В настоящее время хохломской промысел сосредоточен в трех художественных
центрах. Старейший из них –фабрика художественных изделий в селе Семине
Нижегородской области; второй – в г.Семенове; третий тоже с г.Семенове.
Слайд 5Хохломские изделия (Хохлома)
отличает форма, которая, обладая декоративно-художественной выразительностью,
отвечает их назначению и вместе с тем выгодно подчеркивает достоинство
и оригинальность с традиционным хохломским письмом
Слайд 6В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый
цвет без применения золота.
Изделия вытачивают из дерева осины, липы,
березы. На этом этапе посуду называют "белье".
Слайд 7Подготовка к покраске
Изделие обмазываю льняным маслом
Затем покрывают специальным грунтом,
в состав которого входит глина.
Изделие сушат в печи
Шлифуют
Обмазывают олифой,
чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда (раньше использовали порошок серебра, а сейчас порошок алюминия или олова).
Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.
Слайд 8Под плёнкой закаленного лака всё, что
было в росписи серебряным,
становится золотым.
После того как художник украсит
изделие орнаментом, на него наносят лак и закаляют в печи (операция повторяется несколько раз). Под влиянием высокой температуры пленка лака, покрывающая роспись, темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а просвечивающая сквозь нее поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком, становится похожей на золото.
Слайд 9Художники рисуют:
Растительные орнаменты:
листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки
цветов.
Узоры то тянутся вверх, то
бегут по кругу, то извиваются.
В этом разнообразии орнаментов
проявляется фантазия художников.
Зооморфные орнаменты:
диковинные птицы и рыбы.
В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен.
Слайд 11Но самым любимым
мотивом
остается орнамент «травка»,
изогнутая, кустиком или
одной былинкой.
«Травку»
обычно пишут
красным или чёрным
цветом, она обязательный
элемент хохломской
росписи.
Слайд 12Самые замысловатые узоры
называются
«кудрина».
Травка превращается здесь в кудрину -завитки,
похожие на перья жар-птицы.
«Кудрины» всегда пишутся золотом.
Слайд 13Цветущие кусты и плоды на Руси
Считались пожеланием
добра и благополучия, поэтому-то их так много в
хохломской росписи.
Слайд 14 Художники не вычерчивают
заранее чётких контуров в
узорах, а
для этого
необходимо большое
мастерство, точность руки и глаза.
Слайд 15Посуда Хохломы создаёт
ощущение жаркого пламени
Слайд 17Она поражает своей
удивительной красотой
Слайд 18“Хохлома”.
Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие,
мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что
молились пенькам и березе.
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Слайд 19Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К
ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.
Я
разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Виктор Набоков
Слайд 20Для Хохломы характерны две разновидности орнамента: роспись
верховая
и «под фон».
Слайд 21Особенность верховой росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого
фона. К верховому письму относятся травная роспись («травка») и роспись
«под листок» (более крупные овальные листочки и мелкие ягодки, расположенные симметрично вокруг стебля) Расписывать изделие «травкой» начинают с выполнения крупных элементов, которые служат как бы канвой узора. На поверхность изделия в определенной последовательности и ритме наносят крупные, плавно изогнутые мазки – листья, затем узкие завитки и мелкие мазки. Иногда травный орнамент дополняют т.н. припиской - мелкими простенькими цветами или другими растительными формами: изображением ягод и цветов.
Слайд 22Элементы росписи: узор «травка»
Выполняется легким движением
кончика кисти сверху вниз
Мазки с
небольшим плавным
утолщением
Рисуются приемом прикладывания
кисти к бумаге
В виде непрерывной линии
одинаковой
толщины, закрученной в спираль
Выполняются с легким нажимом в
середине элемента
«Кустик» - состоит из более простых симметрично
расположенных элементов
Слайд 23Этапы построения
травного орнамента
Слайд 24Элементы росписи:
узор «Листочки»
Упражнение:
Нарисуй чашу
Слайд 25Элементы росписи:
узор «Ягодки»
Упражнение:
Укрась кувшин
Слайд 26Этапы построения орнамента с ягодками и листочками
Слайд 27 Фоновое письмо
или роспись «под фон», заключается в
том, что фон вокруг растительных мотивов орнамента окрашивают в какой
– либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов.
Слайд 28Процесс фоновой росписи:
Наводка - мастер наводит кистью контуры мотивов;
Отписка
- окрашивает фон вокруг намеченных контуров черной, красной, коричневой или
зеленой краской. На поверхности изделия образуются золотистые силуэты орнаментальных мотивов, которые особенно контрастно выделяются на черном фоне.
Прорисовка - на листьях рисуют прожилки, на цветах – тычинки, штрихами подчеркивают объемность растительных узоров.
Приписка - между листочками и ягодами рисуют тонкие крученые усики, на которые как бы нанизывают крохотные ягодки и листочки.