Разделы презентаций


Черты стиля А.Г. Шнитке на примере Симфонии №1

Содержание

Альфред Гарриевич Шнитке1934 1998

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1презентация На тему: черты стиля А.Г.Шнитке на примере Симфонии №1
Выполнила:

Преподаватель, концертмейстер
МБУДО ДШИ им. М. И. Глинки г. Всеволожск
Кудинова

Ксения Константиновна

МБУДО ДШИ им. М. И. Глинки г. Всеволожск

Всеволожск
2019 г.

презентация На тему:  черты стиля А.Г.Шнитке на примере Симфонии №1Выполнила:  Преподаватель, концертмейстер МБУДО ДШИ им.

Слайд 2Альфред Гарриевич Шнитке
1934

1998

Альфред Гарриевич Шнитке1934

Слайд 3Периодизация
24 ноября 1934 года родился в Энгельсе.
В 1927 году

вместе с родителями переехал в Москву.
В 1930 году переехал в

Покровск.
В 1943 году отца будущего композитора призвали на фронт, а Альфред с младшим братом были отправлены в Москву.
В 1946 году переехал в Вену, где начал свое музыкальное образование.
В 1948 году вернулся в Москву с семьей и поселились в подмосковной Валентиновке.
В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Е.Голубева, а затем и аспирантуру.
С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал инструментовку и чтение партитур в Московской консерватории.
С 1962 года активно зарабатывал на жизнь сочинением музыки к фильмам.
В 1989-1990 годах Берлинская научная коллегия предоставила Альфреду Шнитке стипендию.
В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию.
3 августа 1998 года Шнитке скончался в Гамбурге. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Периодизация24 ноября 1934 года родился в Энгельсе. В 1927 году вместе с родителями переехал в Москву.В 1930

Слайд 4Творческое Наследие
4 оперы
3 балета
10 симфоний
6 Concerti Grossi
16 концертов
Камерные произведения
Вокальные и

хоровые произведения
Сочинения для клавишных инструментов
Электронная музыка
Музыка к фильмам

Творческое Наследие4 оперы3 балета10 симфоний6 Concerti Grossi16 концертовКамерные произведенияВокальные и хоровые произведенияСочинения для клавишных инструментовЭлектронная музыкаМузыка к

Слайд 5Награды и премии
Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1986)

- за музыку к мультфильмам «Я к вам лечу воспоминаньем…»,

«И с вами снова я…», «Осень» производства киностудии «Союзмультфильм», созданным режиссёром Андреем Хржановским по рисункам и текстам А. С. Пушкина.
Государственная премия Российской Федерации (1995).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).
Ника - 1989
Награды и премииГосударственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1986) - за музыку к мультфильмам «Я к

Слайд 6Симфония №1 (1969-1974)
Первая симфония явилась важнейшим рубежом в творчестве, отражением

собственного философского взгляда на жизнь и искусство. 
«…наше существование строится

на двух уровнях—низком и высоком, и человек живет на этих двух уровнях не оттого, что он беспринципен и не может выбрать. В самой жизни присутствуют два этих крайних плана, которые находятся в постоянном взаимодействии. В 1972 году я написал Первую симфонию, в которой попытался это взаимодействие самым открытым образом представить, совместить два уровня нашей жизни. Эту симфонию я писал четыре года и старался выразить в ней все, что я думаю о музыке — о симфонической форме, о музыкальной технологии. Здесь получилось несколько музыкальных слоев — есть слой серьезного языка, есть слой языка мнимосерьезного с использованием цитат из лучших образцов мировой музыки — тут и Пятая симфония Бетховена, и Первый концерт Чайковского, и Похоронный марш Шопена… Эти образцы я ввел в свою симфонию в искаженном виде, искаженном путем многократного цитирования».

© А.Шнитке

Симфония №1 (1969-1974)Первая симфония явилась важнейшим рубежом в творчестве, отражением собственного философского взгляда на жизнь и искусство. 

Слайд 7Структура:
Senza Tempo. Moderato
Allegretto
Lento
Lento. Allegro

Структура:Senza Tempo. ModeratoAllegrettoLentoLento. Allegro

Слайд 8I часть, Moderato
Противопоставление звукового хаоса организованному звучанию, и прежде всего

концертной музыке, пожалуй, главное в симфонии. «Стоит только появиться любой

организованной структуре, как "шум", словной едкий смог, начинает "наползать" на нее, пишет М. Арановский. Музыка поглощается "шумом", тонет, задыхается в нем» © М.Арановский
Первая часть – это квазисонатная форма. Многие фрагменты партитуры представляют собой лишь общую канву, в рамках которой музыканты могут импровизировать. Шнитке использует и традиции инструментального театра: в начале произведения, согласно партитуре, музыканты вбегают на сцену, наигрывая на инструментах, причем в очень быстром темпе (начинают деревянные духовые, за ними следуют медные и струнные); наконец, место занимает дирижер, и действо начинается.
I часть, ModeratoПротивопоставление звукового хаоса организованному звучанию, и прежде всего концертной музыке, пожалуй, главное в симфонии. «Стоит

Слайд 9II часть, Allegretto
Вторая часть – это скерцо-хеппенинг.
«Вторая часть (Allegretto)

- какой-то гибрид рондо и двойных вариаций. Здесь есть cantus

firmus типа concerto grosso в ре мажорной тональности, напоминающий по характеру несколько музыку стиля барокко. Cantus firmus двулик в своем содержании, раскрываясь то как барочный концерт, то как духовой марш. Ему противопоставляются контрастные эпизоды: два — додекафонные танцы (первый — вальс, второй — с бит-ритмом), третий — додекафонный марш. Эти три эпизода окружены четырьмя проведениями рефрена — двуликого cantus firmus с наслаивающимися на него отголосками тем — эпизодов. Затем возникает эпизод, решенный как каденционная игра. Его алеаторическая структура позволяет каждый раз находить новые варианты. Музыканты импровизируют по предложенным им элементам. Дирижер импровизирует их вступления и взаимоотношения, динамику. Таким образом, получается как бы каденция для дирижера.
Выполняя функцию четвертого эпизода, каденция сменяется основной темой — рефреном. Здесь вся жанровая музыка и барокко, и марш, все танцы смешаны, а в кульминации вступает еще один — ля-бемоль мажорный — марш (его все почему-то принимают за популярную песню, но это музыка к спектаклю «Гвозди», написанная мною в 1965 году)» © А.Шнитке


II часть, AllegrettoВторая часть – это скерцо-хеппенинг. «Вторая часть (Allegretto) - какой-то гибрид рондо и двойных вариаций.

Слайд 10III часть, Lento
Третья часть - серьезная медленная часть, с вкраплениями

„всякой всячины“ из-за сцены.
«Третья часть (Lento) — представляет собой динамический

треугольник наподобие «Pianissimo…» с наслоением и разрежением голосов на серийной основе. Ритм также серийный, но не микроритм, а макроритм. Серией определяется количество разделов, количество вступлений, количество вступающих голосов. Что же касается ритмического заполнения каждого такта, то оно строится по такому принципу: сколько бы ни было голосов в данный момент, а их там огромное количество, все время избегаются ритмические унисоны, все время происходит дробление на разное количество долей во избежание этих унисонов, во избежание ощущения тяжести на сильной доле. Таким образом, мною было сделано все, что возможно для уничтожения метричности.» © А.Шнитке

III часть, LentoТретья часть - серьезная медленная часть, с вкраплениями „всякой всячины“ из-за сцены. «Третья часть (Lento) —

Слайд 11IV часть, Lento. Allegro
Четвертая часть - сквозная политематическая композиция с кодой,

тематически подытоживающей цикл.
«Четвертая часть представляет собой вступление, построенное как разнообразный

коллаж, начиная от всяких похоронных маршей и кончая Чайковским; затем следуют две цепи вариаций на «Dies irae» (первая цепь — здесь тема «Dies irae» запрятана в додекафонной технике и сама по себе не прослушивается, а лишь определяет деление ряда транспозиций серии на группы; вторая цепь — в ней цикл вариаций на «Dies irae» дается откровенно с гармонизацией, но также «пропущенной» через додекафонию); далее со вторым рядом вариаций сливаются два жанровых эпизода — один джазовый, а другой маршевый, — и после этого начинается кульминационная зона с вторжением материала из первой части — серия темы первой части — это одновременно и некая общая реприза всей формы; затем возникает хоральный эпизод (до-мажорный) и за ним собственно кульминация — последняя, — которая сменяется развалом всего построенного. Как определить эту форму, я не знаю..». © А.Шнитке



IV часть, Lento. Allegro Четвертая часть - сквозная политематическая композиция с кодой, тематически подытоживающей цикл.«Четвертая часть представляет собой

Слайд 12Стилистистика
В музыкальном языке Первой симфонии сталкиваются самые разные стилистические слои:


современное сложно-диссонантное письмо,
серийность содействуют с ритмом официозных триумфальных маршей,


цитаты классической музыки - с джазовыми импровизациями.
Шнитке пользуется здесь приемом коллажа (буквально - вклейки), хорошо известным в изобразительном искусстве, в частности, в стиле поп-арт.
СтилистистикаВ музыкальном языке Первой симфонии сталкиваются самые разные стилистические слои: современное сложно-диссонантное письмо, серийность содействуют с ритмом

Слайд 13Состав оркестра
4 флейты (3 и 4 – пикколо)
4 гобоя (4-й

Англ.рожок)
4 кларнета (3-й – in B 4-й - in Es)
3

фагота
Контрафагот
Саксофон сопрано in B
Саксофон альт in Es
Саксофон тенор in B
4 валторны in F
4 трубы in B
4 тромбона
Туба
Литавры

Треугольник
4-5 вуд-блока (дер.коробочка)
5 том-тома
5 банджо
3 тамбурина (бубен)
3-4 тарелки
Большой барабан
2 тамтама (гонг)
Фруста
Флексатон
Колокольчики
Виброфон
Маримба

Ксилофон
Колокол I
Колокол II
Электро гитара
2 арфы
Челеста
Фортепиано
Орган
12 скрипок I
12 скрипок II
8 альтов
8 виолончелей
8 контрабасов

Состав оркестра4 флейты (3 и 4 – пикколо)4 гобоя (4-й Англ.рожок)4 кларнета (3-й – in B 4-й

Слайд 14Исполнители
Симфония была впервые исполнена 9 февраля 1974 года в городе

Горьком (Нижний Новгород); Горьковским филармоническим оркестром дирижировал Геннадий Рождественский.
Второе

исполнение состоялось в Таллине в конце 1975 года под управлением Эри Класа (партию солирующей скрипки исполнял Гидон Кремер).

Симфония была записана под управлением Геннадия Рождественского (в двух вариантах записи (с разными парами солистов: джазовый пианист и джазовый скрипач)), Лейфа Сегерстама.
ИсполнителиСимфония была впервые исполнена 9 февраля 1974 года в городе Горьком (Нижний Новгород); Горьковским филармоническим оркестром дирижировал

Слайд 15Г. Рождественский о премьере симфонии:
 «Он мне посвятил не только девятую

симфонию, но первую и восьмую тоже. Но для меня самое

ценное — посвящение первой симфонии….»
«…поехали мы в Горький, где с местным оркестром сыграли эту симфонию. Там был ажиотаж совершенно невероятный, излишний ажиотаж, всякий запрет всегда приводит к ажиотажу ненужному. Туда люди приезжали из Москвы на автомобилях на репетиции и на концерты. Это всё происходило в нижегородском Кремле, территория которого во время репетиций была оцеплена местной милицией, что только привлекало понимающих, не понимающих — неважно, что там такое происходит, раз не пускают никого. А когда состоялось исполнение, появились две рецензии. Одна — панегирическая, вторая — ругательная. Одна — что перед нами гений, другая — что его посадить бы не мешало. Это дело дошло до Москвы, и секретаря по идеологии Горьковского обкома партии попросили больше на работу не приходить, вот так этим и закончилось.» ©

Г. Рождественский о премьере симфонии: «Он мне посвятил не только девятую симфонию, но первую и восьмую тоже. Но

Слайд 16Параллельно написанные произведения
Музыка к фильмам (1969 – 1974)
1969 —

Поток (для АНСа) Электронная музыка
1971 — Лабиринты. Балет в 5

эпизодах. Либретто В. Васильева.
1971 — Концерт для гобоя, арфы и струнных. Одночастный.
1972 - Сюита в старинном стиле (Suite in the Old Style)
1972 — Голоса природы для 10 женских голосов и вибрафона (без слов).
1972—1978 — In memoriam (оркестровая версия фортепианного квинтета) в 5 частях.
1974 — Der gelbe Klang (Жёлтый звук). Сценическая композиция для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано соло, смешанного хора, магнитной ленты и цвето-световых проекторов. Либретто Василия Кандинского на немецком языке (в переводе А. Шнитке).

Параллельно написанные произведенияМузыка к фильмам (1969 – 1974) 1969 — Поток (для АНСа) Электронная музыка1971 — Лабиринты.

Слайд 17Список Источников и Используемой литературы:
А. Ивашкин Беседы с Альфредом Шнитке.

С. 92
В. Холопова - Композитор Альфред Шнитке. Прорыв к полистилистике.
Д.

Шульгин. «Годы неизвестности А. Шнитке» (1993) (Комментарии композитора)
Музыкальная энциклопедия «История Российской и зарубежной музыки» Первая симфония Шнитке - http://rgaso.ru/pervaja-simfonija-shnitke/
Нотная библиотека. Партитуры. – А. Шнитке Симфонии - http://nlib.org.ua/ru/pdf/orchestra/7160
Сайт «Погружение в классику» - Альфред Шнитке (симфонии) - http://intoclassics.net/news/2016-01-25-3096
Список Источников и Используемой литературы:А. Ивашкин Беседы с Альфредом Шнитке. С. 92В. Холопова - Композитор Альфред Шнитке.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика