Слайд 1«Серебряный век в русской культуре».
Занятие 1
Авторский элективный курс для предпрофильного
обучения в 9 классе.
Разработала: Данилова Е.Я.
учитель высшей категории
МОУ
«СОШ№19»
Слайд 2
1. Занятие.
«Эстетика «серебряного века».
Цель: Выявить ценности мировоззрения людей России
на рубеже веков.
Задачи: 1. Уточнить политическую основу событий.
2. Определить новые направления в искусстве.
3. Понять сложность синтеза искусств.
4. Дать понятие «декаданса».
Слайд 3Мировоззрение нового века.
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его
призвали все благие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ
зритель…
Ф.И.Тютчев.
Слайд 4Метафора «серебряный век»
Возникла в кругах русских писателей- эмигрантов, считавших себя
наследниками богатейшей русской культуры рубежа XIX – XX веков и
назвавших эту эпоху «русским ренессансом».
Поэты, музыканты, зодчие, хореографы этой «роковой эпохи» не были зрителями. Они были творцами искусства, поражающего напряжённостью предчувствий надвигающейся катастрофы.
Слайд 5Андрей Белый.
И ты, огненная стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия
грядущего дня.
Слайд 6Вячеслав Иванов.
«Они творили не искусство, взятое само по себе,
Но шире
– Современную душу».
Формирование этого шло ещё с «Золотого века» русской
культуры.
В литературе: А.С. Пушкин, И.С. Тургенев,
Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский - блестящие творцы критического реализма.
В музыке: традиции «Могучей кучки»- с её метрами: Н.А. Римским – Корсаковым, М.А. Балакиревым, А.П. Бородиным.
В живописи: «Товарищество передвижных выставок» под началом
И.Н. Крамского, В.И. Суриков, И.Е. Репин, В.А. Серов и т.д.
Слайд 8Сцена убийства Иваном Грозным своего сына — настоящая «картина-триллер», говоря
современным языком, — производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с
революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг.
Слайд 9И.Е. Репин «Крестный ход в Курской губернии»
И.Е. Репин «Крестный ход
в Курской губернии»
Слайд 10Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Слайд 12Автопортрет
ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
ПЕРОВ
Слайд 22Грань веков.
Единство искусства «серебряного века в парадоксальном сочетании старого и
нового, уходящего («декаданса»- с французского) и нарождающегося- это была гармония
противоположностей.
Эпоха отличалась редким накалом страстей, чувствований, верований, иллюзий.
Слайд 23Николай Андреевич Бердяев.
В работе «Русская идея»:
«В начале века велась
трудная, часто мучительная борьба людей ренессанса притив суженности сознания тридиционной
интеллигенции - борьба во имя свободы творчества,- борьба во имя свободы творчества и во имя духа…
На этом фоне рождались художественные направления.
«Солнце наивного реализма закатилось»- вынес свой приговор А.Блок.
Слайд 24В конце XIX века
Заявили о себе новые направления:
Символизм, акмеизм
(«акма»-наивысший),
неоклассицизм, футуризм, кубо-футуризм,
абстракционизм, примитивизм, новое направление в церковной музыке,
русский поэтический романтизм.