Разделы презентаций


Иоганнес Брамс композитор страстной музыкальной мысли

Содержание

«Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени»Роберт Шуман Данная презентация посвящена творческой деятельности композитора, создавшего собственную теорию о развитии немецкой классической музыки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Иоганнес Брамс композитор страстной музыкальной мысли
Автор:
Бажутина Людмила Васильевна
искусствовед, преподаватель

теоретических предметов
высшая квалификационная категория

2011 год
МОУ ДОД ДШИ село Кленовское
Нижнесергинский район

Свердловская область

для преподавателей и учащихся старших классов ДШИ
и общеобразовательной школы

Иоганнес Брамс композитор страстной музыкальной  мыслиАвтор: Бажутина Людмила Васильевнаискусствовед, преподаватель теоретических предметоввысшая квалификационная категория2011 годМОУ ДОД

Слайд 2«Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение

духу нашего времени»
Роберт Шуман
Данная презентация посвящена

творческой деятельности композитора, создавшего собственную теорию о развитии немецкой классической музыки второй половины XIX века, что собственно вызвало полемику среди музыкантов того времени и разделение их за тех, кто отдавал предпочтение программной музыке и вагнеровской реформе оперы (то есть были за Ф. Листа и Р. Вагнера) и тех, кто придерживался основ классической музыки, за их сохранение и развитие (Брамса). Недаром сторонники Брамса называли его «последователем Баха».
Но помимо этого композитор также придерживался традиций Бетховена в сочинении симфоний. Впоследствии немецкий композитор и дирижёр того времени Г.Бюлов назовёт его первую симфонию «Десятой симфонией Бетховена» за чёткость и стройность музыкальной формы, классическую ясность и завершённость мелодии.

Брамс написал серию композиций для фортепиано, наполнив их мотивами, близкими мелодике Р.Шумана и Ф.Шуберта, привнеся тем самым новую романтическую глубину, а его композиции для скрипки заняли центральное место между концертами Чайковского, Бетховена и Мендельсона.

Итак, Иоганнес Брамс: композитор страстной музыкальной мысли

Цель данной презентации пробудить интерес к удивительной музыке этого замечательного композитора, пробудить душу того, кто ознакомится с этим материалом.

«Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени»Роберт Шуман

Слайд 3Немецкий композитор Иоганнес Брамс жил и творил в период развития

новых жанров программной и театральной музыки (как Ф.Лист, Р.Вагнер). Но

являясь приемником Роберта Шумана, Брамс своим творчеством, как бы завершал эпоху романтизма.
Он доказывал жизнеспособность и перспективность классических инструментальных форм и жанров.
Ни один композитор XIX века не создал такого количества крупных инструментальных произведений, преимущественно сонатных циклов, как Брамс.
Высоко ценя поэзию, чутко прислушиваясь к народно-песенному творчеству – австрийскому, немецкому, западнославянскому, - он насыщал свои инструментальные образы живой напевностью.

7.05. 1833 г. (Гамбург) – 3.04. 1897 г. (Вена)

Немецкий композитор Иоганнес Брамс жил и творил в период развития новых жанров программной и театральной музыки (как

Слайд 4Первым учителем Брамса становится его отец, который был валторнистом и

контрабасистом в небольшом ансамбле и давал концерты в различных Гамбургских

заведениях. Именно в семье Брамс получил первоначальные навыки игры на различных струнных и духовых инструментах, но больше всего его привлекало фортепиано. Помогая отцу содержать семью, он с ранних лет играл на фортепиано в портовых кабаках, работал пианистом в оперном театре. И уже в 10 лет он принимает участие в камерном ансамблевом концерте, а в 15 – даёт сольный концерт.

В 20 лет Иоганнес Брамс издаёт первые свои сочинения - 3 сонаты, 4 скерцо для фортепиано и ряд песен.

Гамбург – место рождения композитора

Первым учителем Брамса становится его отец, который был валторнистом и контрабасистом в небольшом ансамбле и давал концерты

Слайд 5В молодости Брамс был «стройным, красивым, светловолосым юношей, с яркими

голубыми глазами. Он отличался почти девической хрупкостью…», - писал в

1853 году исследователь его творчества Васильевский.
А близкий друг Брамса швейцарский писатель Йозеф Виктор Видман в 1864 так писал о нём: «Брамс, которому исполнилось 33 года, сразу же показался мне могучей личностью – не только благодаря мощи своей игры, но и благодаря своей внешности… Широкая львиная грудь, геркулесовы плечи, могучая голова, которую он, играя, порой откидывал энергичным движением назад, задумчивый, прекрасный, как бы светившийся внутренним светом лоб и меж светлых ресниц брызжущие чудесным огнём германские глаза – всё это выдавало художественную индивидуальность, которая, казалось, до кончиков пальцев была заряжена флюидами гениальности».

Брамс в возрасте 20 лет

В молодости Брамс был «стройным, красивым, светловолосым юношей, с яркими голубыми глазами. Он отличался почти девической хрупкостью…»,

Слайд 6Своей ранней творческой зрелостью в качестве композитора он вызвал восхищение

Роберта Шумана, встреча с которым осенью 1853 г. в Дюссельдорфе

определила всю его последующую жизнь.

Вся атмосфера дома, близость художественных интересов Брамса и Шумана (романтическая литература Жан-Поля, Т.А.Гофмана, Й. Эйхендорфа и др.) оказали огромное воздействие на молодого композитора.
И вместе с тем ответственность за судьбы немецкой музыки, как бы возложенная Шуманом на Брамса, затем последовавшая вскоре душевная болезнь Р.Шумана и его кончина, романтическое чувство страстной привязанности к Кларе Шуман, - всё это обострило драматическую напряжённость брамсовской музыки, её бурную стихийность.

Изображение Дюссельдорфа, где произошла встреча Брамса и Шумана.
Гравюра неизвестного художника XIXв.

Своей ранней творческой зрелостью в качестве композитора он вызвал восхищение Роберта Шумана, встреча с которым осенью 1853

Слайд 7Клара Шуман
Роберт Шуман
1810 - 1856
1819 – 1896

Клара ШуманРоберт Шуман1810 - 18561819 – 1896

Слайд 8В 1850-е годы Брамс приобретает еще одного друга на всю

жизнь - скрипача Иожефа Иоахима. Он и Ременьи, благодаря которому

Брамс вошел в большую музыкальную жизнь, привили композитору любовь к венгерскому музыкальному фольклору – «вербункош». Вербункош являлся в те годы в Австрийской империи чем-то вроде музыкальной агитации за призыв в армию. Парадно одетые гусары, приходя в села, пели и плясали, показывая блестящую сторону армейского быта. Песни и пляски были позаимствованы ими из музыки цыган, кочевавших по Венгрии, Словакии, Трансильвании. Во многих крупных произведениях Брамса мы находим отголоски его увлечения венгерским фольклором. Но появившиеся в 1869 году «Венгерские танцы» (первая тетрадь) воплощают этот интерес Брамса в чистом виде. Написанные в оригинале для домашнего музицирования (фортепиано в четыре руки), они стали, возможно, самым популярным произведением Брамса и исполняются в самых различных переложениях до сих пор. Абсолютно все 21 танец слушаются на одном дыхании!
В 1850-е годы Брамс приобретает еще одного друга на всю жизнь - скрипача Иожефа Иоахима. Он и

Слайд 9«У Брамса исключительный композиторский талант и особая природа, которая сможет

полностью развиться только в абсолютном одиночестве, — чистая, как бриллиант,

и нежная, как снег», - так отзывался о молодом композиторе Й. Иоахим. Благодаря поддержке Иоахима в 1853 году Брамс получил возможность выступить при дворе в Ганновере (в рамках турне с венгерским скрипачом Эдуардом Ременьи). В июне Брамс по приглашению Иоахима приехал в Геттинген, и музыканты дали здесь совместный концерт. Этот концерт, помимо всего прочего, принес Брамсу средства на воплощение его давней мечты: он отправился в путешествие по долине Рейна. Начиная свой «поход», композитор и не предполагал, что увенчается он визитом к Шуманам. Об этом визите (без ведома Брамса) позаботился все тот же «добрый гений» молодого музыканта — Иожеф Иоахим. 30 сентября 1853 года Брамс явился перед очами своего кумира.
«У Брамса исключительный композиторский талант и особая природа, которая сможет полностью развиться только в абсолютном одиночестве, —

Слайд 10В 1862 году Брамс переезжает в Вену. Укреплению его авторитета

здесь способствовала его деятельность в должности руководителя хора Певческой академии

(1863-64 гг.), а затем – хора и оркестра Общества любителей музыки (1872-75). Он занимался редактированием фортепианных произведений В.Ф.Баха, Ф. Куперена, Ф. Шопена, Р. Шумана для издательства Брейткопф и Хертель. Способствовал изданию произведений мало известного в то время композитора А. Дворжака.
В Вене композитор знакомится и вдохновляется национальной музыкой разных народов Европы (сербы, хорваты, австрийцы, чехи, немцы). В итоге народные мелодии станут его идеалом.
В 1862 году Брамс переезжает в Вену. Укреплению его авторитета здесь способствовала его деятельность в должности руководителя

Слайд 11Венгерские пейзажи
Венгерские пейзажи

Венгерские пейзажиВенгерские пейзажи

Слайд 12Надо отметить, что Брамс был самоучкой, как в сущности и

все великие. Всё, что он смог получить в родительском доме,

в школе – кроме обычной школы он больше нигде не учился, - составляло лишь самый необходимый минимум. В зрелые же годы он обладал не только энциклопедическими познаниями в своей области, превосходящими познания любого, даже самого искушенного из современных ему музыковедов, но и общеобразовательной подготовкой, способной в своей широте и основательности выдержать любое сравнение.

Говоря о качествах Брамса, нельзя не сказать и о высокой требовательности к себе, к своему творчеству, проявившейся уже в раннем возрасте, когда им были уничтожены его ранние сочинения и даже наброски.

Си - бемоль мажор – одна из любимейших тональностей Брамса. Она неизменно становилась тональностью всех его сочинений, согретых какой-то особой, уютной удовлетворённостью.

Надо отметить, что Брамс был самоучкой, как в сущности и все великие. Всё, что он смог получить

Слайд 13Брамс создал прекрасные образцы вокальной лирики на стихи Гёте, современных

ему поэтов. Поэзия, повествующая о любви и верности, обрела в

творчестве композитора вторую жизнь.
Такие песни, как
«Майская ночь», «К фиалке», «О вечной любви», «Путь к милой», «Ода Сафо», «Колыбельная», «Тоска по Родине» являются маленькими шедеврами и до сих пор входят в репертуар многих певцов.
Брамс предназначал свои песни для исполнения певцами-любителями в домашнем кругу. Отсюда необыкновенная интимность, проникновенный и тонкий лиризм музыки этих произведений.
Брамс создал прекрасные образцы вокальной лирики на стихи Гёте, современных ему поэтов. Поэзия, повествующая о любви и

Слайд 14Его стремление к объективности, строгой логической упорядоченности, свойственное искусству классиков,

особенно укрепились с переездом Брамса в Детмольд (1857 г.), где

он занял должность музыканта при княжеском дворе. Здесь он руководил хором, изучал партитуры старых мастеров – Г.Ф. Генделя (1685-1759), И.С.Баха (1685-1750), Й.Гайдна (1732-1809), В.А.Моцарта (1756-1791), создавал произведения в жанрах, характерных для музыки XVIII века. Итогом его творчества в 50-60-х гг. стали камерные ансамбли с участием фортепиано, как бы заменявшие Брамсу симфонии (два «Квартета» – 1862 г., «Квинтет» – 1864 г., «Вариация и фуга на тему Генделя» – 1861 г., две тетради «Вариаций на тему Паганини» – 1862 - 63 гг.) – замечательные образцы его фортепианного стиля.

Иоганнес Брамс в расцвете своего творческого дарования

Его стремление к объективности, строгой логической упорядоченности, свойственное искусству классиков, особенно укрепились с переездом Брамса в Детмольд

Слайд 15Младший современник Брамса – Георг Геншель (1850 – 1934 гг.,

дирижёр, композитор, певец, автор популярных песен того времени) писал о

нём: «…его крепкая фигура, здоровый цвет загорелого лица, густые, слегка тронутые сединой волосы- всё это производило впечатление воплощённой силы и здоровья… Его облик заставляет вспомнить о некоторых портретах Бетховена».

Георг Геншель

Младший современник Брамса – Георг Геншель (1850 – 1934 гг., дирижёр, композитор, певец, автор популярных песен того

Слайд 16Главное дело всей жизни композитора – создание четырёх симфоний, отражающих

разные аспекты его мироощущений.
Все они разнятся между собой

характером, стилем, звучанием.

Первая симфония (до-минор) – монументально-эпическая - наследница бетховенского симфонизма, в ней острота сразу же вспыхивающих драматических коллизий разрешается в радостном гимническом звучании. Он работал над ней 10 лет (1876 г).
Вторую симфонию (ре-мажор) - жанрово-танцевальную - можно смело назвать «симфонией радости». Истоки её в музыке Гайдна и Шуберта. Она была создана в 1877 году.
Третья симфония (фа-мажор) - лирико-драматическая - самая искренняя и романтичная из всего симфонического цикла, - проходит путь от восторженного упоения жизнью к мрачной тревоге и драматизму, внезапно отступающим перед вечной красой природы, светлого и ясного утра (1883 год).
Четвёртая симфония (ми-минор) – трагическая - венец брамсовского симфонизма (1885 год), она развивается «от элегии к трагедии» (И.Соллертинский). Именно в ней получили самое совершенное воплощение те образы и мысли, которые составляют самую сущность симфонизма Брамса – удивительное соединение сердечной искренности и рациональной композиции, новых идей и старинных форм, как будто слегка улыбающейся печали и как будто чуть плачущей радости.


Главное дело всей жизни композитора – создание четырёх симфоний, отражающих разные аспекты его мироощущений. Все они разнятся

Слайд 17Симфоническая форма у Брамса словно изваяна из монолитной глыбы, она

стала синонимом монументального стиля в инструментальной музыке.

Сохраняя четырёхчастный классический симфонический

цикл, не прибегая к литературной программе, Брамс стремился к созданию большой симфонической концепции. Но если Бетховен стоял на уровне самых передовых идей своего времени и в своих симфониях ставил и разрешал в рамках возможностей его эпохи большую революционно-героическую тему, то в симфониях Брамса монументальность замыслов, широта масштабов, связанные с опорой на традиции бетховенского симфонизма, своеобразно сочетаются с субъективным, «камерным» содержанием музыкальных образов.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Художник Д.Штилер 1919 г.

Симфонии Брамса обладают мелодичностью, обусловленной творческим претворением немецкой, венгерской и славянской песенности, эпической широтой концепций, ярким сопоставлением драматических, лирических и жанровых образов, высоким художественным мастерством. Все это делает их выдающимися образцами западноевропейского симфонизма послебетховенского времени .

Иоганнес Брамс

Симфоническая форма у Брамса словно изваяна из монолитной глыбы, она стала синонимом монументального стиля в инструментальной музыке.Сохраняя

Слайд 18Брамс – единственный из знаменитых музыкантов своей эпохи, кто упорно

отклонял предложения о заграничных турне; исключение составляли поездки в Италию

– с цель отдохнуть и развеяться.

Виды итальянских пейзажей

Брамс – единственный из знаменитых музыкантов своей эпохи, кто упорно отклонял предложения о заграничных турне; исключение составляли

Слайд 19Современники Брамса в его музыке ощущали глубокую, неисчерпаемую человечность. Например,

его талантливая ученица Элизабет фон Штокгаузен (в замужестве фон Герцогенберг)

писала: «О Вашей сонате я лучше ничего говорить не стану (скрипичная соната соль мажор); Вы и так наверняка уже наслушались о ней всякого, и верного, и вздорного. То, что она будет нравиться, как мало что на свете, вам, пожалуй, тоже известно, как и то, что она буквально превращает человека в энтузиаста, и внешне, и внутренне, заставляя то мечтательно вслушиваться в музыке, то блаженно погружаться в себя. Последняя часть просто околдовывает, обнаруживая такое богатство настроений, что невольно задаёшься вопросом, что же тебя взволновало ?»
Современники Брамса в его музыке ощущали глубокую, неисчерпаемую человечность. Например, его талантливая ученица Элизабет фон Штокгаузен (в

Слайд 20Ганс фон Бюлов и Иоганнес Брамс
Крепкая дружба связывала Брамса с

Гансом фон Бюловым - выдающимся пианистом и дирижером, немало сделавшим

для пропаганды музыки Брамса.

Автограф Брамса

Ганс фон Бюлов и Иоганнес БрамсКрепкая дружба связывала Брамса с Гансом фон Бюловым - выдающимся пианистом и

Слайд 21Баден-Баден своей особой, удивительно утонченной атмосферой всегда являлся притягательным местом

для деятелей искусства. Неслучайно теплые месяцы года в летнем домике

на Лихтенталер аллее проводил всемирно известный композитор – Иоганнес Брамс. Он жил здесь целое десятилетие (1865-1874), привлекаемый заветной тишиной, возможностью побыть в одиночестве и творить в скромном, но удобном домике. Здесь он написал многие из своих знаменитых музыкальных произведений.

Вид Баден-Баден с картины неизвестного художника

Фотография современного Баден-Баден

Дом Брамса в Баден-Баден

Баден-Баден своей особой, удивительно утонченной атмосферой всегда являлся притягательным местом для деятелей искусства. Неслучайно теплые месяцы года

Слайд 22Дружеские шаржи на Брамса
рисунки художника Вилли фон Бекерата
1911 г.


Брамс дирижирует
Брамс за роялем
Брамс на пути в таверну «Красный ёж»


Силуэт работы Отто Бёлера
Дружеские шаржи на Брамсарисунки художника Вилли фон Бекерата 1911 г. Брамс дирижируетБрамс за роялемБрамс на пути в

Слайд 23Музеи Брамса
Гамбург
Музей Иоганнеса Брамса расположен вблизи того места, где

когда-то был родной дом Брамса на Speckstraße. Во время Второй

Мировой Войны в 1943 году его дом был разрушен и остался лишь мемориальный камень. На этом месте в память великого сына города был открыт музей 26-го августа 1971 года при участии любителей музыки Гамбурга. Обновленный дом в стиле барокко 18-го столетия был выбран очень удачно и многие посетители всегда спрашивают как он связан с жизнью композитора, родился он в нем или умер.

Музеи  БрамсаГамбургМузей Иоганнеса Брамса расположен вблизи того места, где когда-то был родной дом Брамса на Speckstraße.

Слайд 24

В двух комнатах на втором этаже дома разместился мемориальный музей.

В квартире, в которой Брамс проводил летние месяцы 1865-1874 гг.

и в которой были созданы многие из его музыкальных шедевров, по сей день сохранилась атмосфера тайны и творчества. Дом-музей включает в себя жилые комнаты Брамса, а также выставочный зал с многочисленными экспонатами, повествующими о жизни композитора и его отношениях с Кларой Шуман.

Гамбург

В двух комнатах на втором этаже дома разместился мемориальный музей. В квартире, в которой Брамс проводил летние

Слайд 25Музеи Брамса
Вена (Австрия)
В Вене находится музей Гайдна, в котором

есть мемориальная комната Брамса

Музеи  БрамсаВена (Австрия)В Вене находится музей Гайдна, в котором есть мемориальная комната Брамса

Слайд 26Мемориальная комната Брамса в музее Вены

Мемориальная комната Брамса в музее Вены

Слайд 27«Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на музыку, и

пока именно такой отклик будет рождать в них музыка Брамса

– она, эта музыка, будет жить»
Г. Галь

Памятник И.Брамсу. Вена.

«Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на музыку, и пока именно такой отклик будет рождать в

Слайд 28Список использованной литературы
Галь Ганс. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера –

три мира. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.
Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М.,

«Музыка», 1990.

Материалы Internet:
http://www.c-cafe.ru/days/bio/11/054.php
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/288/%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%A1
http://www.olgasleeps.ru/100velikih/compositors/brams3_8.html
 http://www.brahms-baden-baden.de/index.php?inc=db&id=2
http://www.horizontwenzel.de/main/AttractionsHamburg.xhtml

Спасибо за внимание !

Список использованной литературыГаль Ганс. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера – три мира. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.Творческие портреты композиторов.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика