Слайд 1Хорошо темперированный клавир И.И. Баха
Слайд 2Импровизационные формы Баха так многообразны, что вывести для них какие-то
общие законы невозможно. Каждая прелюдия обладает структурой, только ей присущей.
Слайд 3Принципы, на которых строятся импровизационные формы, логика их развития покоятся
на закономерностях, индивидуальных для каждой подобной пьесы; таким образом, прелюдия
не имеет постоянных, определяющих ее форму конструктивных признаков, чем существенно отличается от фуги.
Слайд 5Бах обладал исключительно широкими музыкальными интересами, и в его творчестве
представлены самые различные жанры, но фуга, и собственно клавирная фуга,
всегда находилась в центре его внимания. Он постоянно стремился к совершенствованию этой формы; усиленной работой над клавирной фугой отмечены важнейшие этапы творческой жизни композитора. В известной мере эволюция баховской клавирной фуги отражает эволюцию всей его эстетики.
Слайд 6Фуга — высшая и самая сложная форма в музыке полифонического
склада. Формировалась она постепенно, испытала длительный процесс развития. Классически совершенный
вид фуга приобрела в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Баховские фуги считаются до сих пор высшим образцом полифонической музыки, нормой ее красоты и мастерства.
Слайд 7Привычная структура фуги — трехчастная. Каждый из разделов имеет свое
название: экспозиция, средняя часть, или разработка, реприза. Уже названия разделов
определяют их место и назначение.
Слайд 8Экспозиция — показ музыкального образа через многократное проведение темы в
разных голосах. На сколько голосов написана фуга, столько раз проводится
тема в экспозиции. Начинается фуга одноголосным изложением темы в основной тональности. Имитация темы (вступление второго голоса) проходит чаще всего в доминантовой тональности, то есть на квинту выше или на кварту ниже. Тема и ее имитация получили характерные названия «вождя» и «спутника», однако обычно для их обозначения пользуются другими, более простыми: тема и ответ.
Слайд 9Вступление второго голоса с имитацией темы не приостанавливает и не
прерывает движения первого, который в качестве контрапункта к теме приобретает
новое значение и получает название противосложения
Слайд 10Переход от экспозиции к средней части обнаруживается довольно отчетливо уходом
от господствующих в экспозиции тональностей. Проведение темы в новой тональности,
чаще всего параллельной, указывает на наступление второго раздела фуги.
Слайд 11Средняя часть (или разработка) — место наиболее активного и динамического
развития темы. Масштабы средней части во многом зависят от места,
отводимого в ней интермедиям.
Слайд 12Интермедия — промежуточное построение между проведениями темы — составляет существеннейший
элемент формы фуги. Интермедии можно встретить во всех разделах фуги,
но обычно первая развернутая интермедия помещается за гранью экспозиции, она служит связующим звеном между экспозицией и средней частью.
Слайд 14Бах строит интермедии преимущественно на материале темы — на извлеченных
из нее отдельных мелодико-ритмических оборотах. Музыкальная ткань, насыщенная тематическими элементами,
создает впечатление единства и внутренней цельности произведения.
Слайд 15Переход от средней части к репризе часто настолько затушеван, что
бывает затруднительным и спорным определение границы, отделяющей второй раздел фуги
от третьего. Реприза должна закрепить основную тональность, восстановить утраченную в разработке устойчивость, тональное равновесие и симметрию.
Слайд 16Первому тому прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира», завершенному в
Кётене в 1722 году, предшествовал большой труд. Во всех более
ранних произведениях Бах производил как бы предварительные опыты над сложной и новой для клавира формой.
Слайд 1822 года спустя, в Лейпциге, Бах вновь возвращается к проблеме
цикла из прелюдии и фуги с привлечением всех тональностей мажорного
и минорного ладов. Так появляется второй том «Хорошо темперированного клавира» из двадцати четырех прелюдий и фуг.
Слайд 19Оба тома пьес «Хорошо темперированного клавира» скомпонованы по одинаковому формальному
признаку. Каждая прелюдия и фуга составляет отдельное, самостоятельное произведение, объединенное
общей тональностью
Слайд 20Пьесы «Хорошо темперированного клавира», как и большинство инструментальных пьес Баха,
относятся к области непрограммной музыки, то есть у них нет
названии, не существует авторских указании на конкретный сюжет или поэтический замысел. Но широкие образные и жанровые связи помогают проникать в скрытый смысл баховской музыки.