Слайд 1
Тема урока: Введение.
История хорового искусства
Разработка урока
Автор:Ибрагимова Н.Т.
педагог дополнительного
образования
ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит»
Слайд 2Цели и задачи:
сформировать первоначальные знания по хоровому искусству (основные понятия,
история развития),
вызвать интерес к занятиям хоровым исполнительством,
создать благоприятную психологическую среду
для активного взаимодействия в коллективе, самовыражения подростка доступными средствами хорового искусства .
Слайд 3Основные понятия
Хор (др.-греч. χορός — толпа) — пе́вческий коллектив, музыкальный
ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов.
Руководитель хора
- дирижёр или хормейстер. Руководитель церковного хора - регент.
Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella
Хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.
Слайд 4Основные понятия
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно
классифицировать так:
смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из
женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов.
мужской хор — состоит из теноров и басов;
женский хор — состоит из сопрано и альтов;
детский хор
С точки зрения манеры пения различают:
академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического оперно-концертного тона;
народные хоры — поющие в народной манере
Слайд 5Основные понятия
Эстетическая природа хорового искусства
Влияние хорового пения на развитие
умственных способностей и здоровья исполнителей
Коллективная основа хорового пения
Слайд 6Древнее происхождение хорового исполнительства
Вокальная музыка и хоровое пение - самые
древние формы музыкального исполнительства в истории искусства.
На протяжении всей
истории сложенные народом песни отражали жизнь и деятельность людей во всем их многообразии.
Слайд 7
Основная сфера деятельности
профессиональных певцов и
хоров в Египте эпохи Древнего
царства (2800-2250 до н.э.)
- участие в культовых действах, связанных с религиозными обрядами и храмовыми ритуалами. История свидетельствует об участии хора в страстях – мистериях в честь богов Осириса и Мардука в Древнем Египте и Вавилоне.
Появление хейрономии – способа управления певцами при помощи условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы.
Древний Египет
Слайд 8Древняя Греция
Традиция ансамблевого хорового пения и развитие театральных представлений -древнегреческой
трагедии.
Участие Хоров (мужские, женские и детские) в проведении Олимпийских
и Пифийских игр (Олимпийские игры – спортивно-военные состязания, Пифийские игры – состязания поэтов, певцов, музыкантов в честь бога Аполлона).
Древнегреческие философы об идеях эстетического воспитания, музыкального образования средствами певческого искусства
Слайд 9хоровое искусство
средневековой эпохи
Связь хорового искусства средневековой эпохи с
религией и церковью
Средоточие профессионального певческого искусства в монастырях
Идеи
средневековой эстетики: хоровое пение способно сплачивать людей,
примирять, соединять враждующих
Григорианские хоралы–песнопения,
сопровождающие богослужения
в храмах (унисонное пение мужского
хора).
Слайд 10Возрождение
Основа хоровой музыки Возрождения - церковные жанры мессы и
мотета
Появление светской хоровой музыки
Создание консерватории. Развитие детского хорового
исполнительского творчества в певческих школах при католических храмах.
Развитие хорового искусства в творчестве композиторов XVI –XVIII веков: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и других.
Слайд 11Основные направления развития русской хоровой культуры
профессиональное церковно-певческое искусство
народно-песенное
искусство
Слайд 12профессиональное церковно-певческое искусство
В Х веке хоровое пение - обязательная часть
существовавшего в то время общего образования на Руси
Хоровая культура в
России неразрывно связана с церковью.
Развитие ранних форм церковной музыки под влиянием народной песни
Слайд 13профессиональное хоровое пение
Профессиональное хоровое исполнительство активно развивается в период
Московской Руси.
Во второй половине XV века создается первый русский
профессиональный хор – государевы певчие дьяки (от них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла).
С конца XVI века существовал хор патриарших певчих (предшественник Московского синодального хора).
Первые профессиональные хоры принимали участие и в церковных службах, и в увеселениях царя.
В середине XVII века появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии: крепостная хоровая капелла графа Шереметева, Капелла князя Ю.Н.Голицына
XIX век - появление хоров в различных учебных учреждениях: хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге, при консерватории и др
Слайд 14народные профессиональные хоры
Организатор и руководитель первого профессионального народного хора
- крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809-1881).
Цыганское хоровое
исполнение
Слайд 15ХIХ век – расцвет хорового исполнительства в России
Роль русских
композиторов в развитии хорового искусства.
Композиторы XVIII века: Д.С.Бортнянский и М.С.Березовский
Композиторы XIX века: М.И.Глинка, Н.А. Римского-Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский
Слайд 16Хоровая культура России после 1917 года
новые формы и виды
профессионального хорового исполнения: ансамбли песни, хоровая капелла
хоровая самодеятельность
детская хоровая
исполнительская культура
Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х годов
– создание камерных хоров.
Слайд 17Вопросы по теме
Как переводится слово «хор»?
Какие разновидности хора вы знаете
в зависимости от возраста, диапазона голосов, манеры исполнения?
Где появился прообраз
дирижера и как называлась система дирижирования?
С какими играми и жанрами был связан хор в Древней Греции?
Назовите первые государственные профессиональные хоры на Руси?
Какие современные хоровые коллективы вы знаете?
Хотели бы Вы продолжить занятия хоровым искусством?
Слайд 18литература
Владышевская, Т. Музыка древней Руси / Т. Владышевская // Искусство древней
Руси. – М., 1993. – С. 207 – 211.
Государственная академическая
капелла им. Глинки. Очерк истории / Сост. И. Гусин, Д. Ткачев // Ред. А. Анисимов. – Л., 1957. – 170 с.
Ершов, А. Старейший русский хор: Ленинградская государственная академическая капелла / А. Ершов. – Л., 1978. – 192 с.
Ильин, А. Очерки истории хоровой культуры / А. Ильин. – М., 1985. – 229 с.
Локшин, Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры: Краткие очерки / Д. Локшин. – М., 1963. – 133 с.
Николаева, Е. История музыкального образования. Древняя Русь. Конец X – середина XVI столетия / Е. Николаева. – М., 2003. – С. 138 – 143.
Никольская-Береговская, К. Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века / К. Никольская-Береговская. – М.: ГИЦ Владос, 2003. – С. 32 – 34, 52 – 64, 119 – 139.