Слайд 1В музыкальном театре.
Опера.
Слайд 2Опера —
жанр музыкально-драматического искусства,
в котором содержание
воплощается средствами
музыкальной драматургии
главным
образом
посредством вокальной
музыки
Слайд 3Слово «ореrа» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение.
В
этом музыкальном жанре слиты в единое целое:
поэзия и
драматическое искусство,
вокальная и инструментальная музыка,
мимика, танцы, живопись,
декорации и костюмы
Слайд 4Литературная основа оперы —либретто
Либре́тто (из итальянского libretto «книжечка», уменьш. от libro «книга») — литературная основа большого вокального (и не
только) сочинения, светского или духовного характера, например оперы, балета, оперетты, мюзикла
и т.д.
Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных
Слайд 5Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в
которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени.
Духовная комедия:
«Обращение св. Павла» (1480), Беверини представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца.
Слайд 6В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию)
вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро
пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica илиdrama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVI века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма»
Слайд 7Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году
в Венеции.
Первооткрывателями жанра «опера» были:
в Германии —Генрих Шютц («Дафна», 1627)
во Франции — Камбер («La
pastorale», 1647)
в Англии —Перселл
в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия в России Арайя первым написал оперу «Кефал и Прокрида» на самостоятельный русский текст (1755),
Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756)
Слайд 8Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17
веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция
Назывался кружок
любителей искусства «камерата» (от итальянского camerata — компания, кружок).
Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе
Слайд 9В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы:
Большая опера
(фр. tragédie lyrique, позднее фр. grand-opéra)
— возникла в Париже после Великой французской революции из
элементов серьёзной и комической опер и cменившая лирическую трагедию в качестве главенствующего направления в музыкальном театре XIX века (1789 – 1894 г.г.)
Комическая опера—очень лёгкая комедийная опера, не затрагивающая серьёзных и непростых тем, всегда со счастливым концом
Характеризуется разговорными диалогами, речитативами, динамичными ансамблями, близостью к колоритному народному тематизму, детальными характеристиками персонажей
Слайд 10Оперетта — появилась от комической оперы, получив особенное распространение во второй
половине XIX века.
Оперы для детского исполнения — оперы Бенджамина Бриттена: «Маленький трубочист», «Ноев
ковчег»; оперы Льва Конова: «Король Матиуш Первый», «Гадкий утёнок»
Полукомическая опера (итал. opera semiseria) — жанр, совмещающий в себе стили оперы-сериа (серьезная) и оперы-буффа (комическая)
Романтическая опера — музыкально-драматическое произведение, написанное на романтический сюжет
Опера-балет — музыкально-театральный жанр, сложившийся во Франции на рубеже XVII-XVIII веков и характерный для придворного театра
Слайд 11Оперными театрами называют здания музыкальных театров, специально предназначенные для показа
оперных постановок. В отличие от театров под открытым небом, здание
оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, включая оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож.
Данная архитектурная модель оперного театра является основной. Крупнейшими по количеству мест для зрителей зданиями оперных театров мира являются
Метрополитен Опера в Нью-Йорке (3 800 мест)
Опера в Сан-Франциско (3 146 мест) и
Ла-Скала в Италии (2 800 мест)
Слайд 12Театр Ла Скала в Милане
Венская государственная опера
Слайд 13Опера Гарнье в Париже
Одесский оперный театр
Слайд 14Метрополитен Опера в Нью-Йорке
Большой театр в Москве
Слайд 15Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные
виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
Оперное
произведение делится на акты, картины, сцены, номера.
Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.
Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д.
Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама
Слайд 16В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности
служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые
эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными
Жанры оперы:
эпический
лирический
драматический
комический
Слайд 17ЭТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО
Самые исполняемые композиторы за 5 последних лет
Слайд 18Готовимся к зачету
Подготовить выступление (3-5 минут) о композиторах:
М. И. Глинка
П.
И. Чайковский
Шарль Гуно (Charles Gounod)
Джоаккино Россини (Gioacchino Rossini)
Рихард Вагнер (Richard
Wagner)
М.П. Мусоргский
Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini)
Винчеццо Беллини (Vincenzo Bellini)
Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)