Слайд 1Изучение монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе
Выполнила: учитель музыки
МБОУ Лицей №7
Воробьева М.Е.
Слайд 2Департамент образования администрации Кстовского муниципального района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7»
Тема «Изучение монограмм на уроках музыки в общеобразовательной
школе» (2019)
Воробьева Марина Евгеньевна
Учитель музыки
Образование: бакалавриат . Нижегородский государственный
Педагогический университет им. Козьмы Минина, 2015г.
Первая категория
Стаж педагогической работы: 7 лет
Девиз: Учитель без любви к ребенку- все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Слайд 32.Тема и актуальность
Тема направления по обобщению профессионального опыта: «Изучение монограмм
на уроках музыки в общеобразовательной школе»
Актуальность: В своей работе
я хочу рассказать о малоизученной категории на уроках музыки, а именно музыкальную монограмму.
Это и определяет актуальность темы моего исследования.
Цель - рассмотреть возможности изучения монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Слайд 4Задачи:
Познакомить детей с понятием
« монограмма»;
2.Собрать и систематизировать
музыкальные произведения, в которых представлены монограммы; .
3..Провести анкетирование учащихся;
.
Слайд 5Методологическая основа
в области методологии образования: Э.Б. Абдулина;
в области
искусствоведения и музыкознания: Я.М. Гиршмана, Ш. Лэмер Франса, М.Е. Тараканова,
Э.А. Фатыхова, О.А. Юферовой, А.Ивашкина;
в области методики музыкального образования: В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак, Ю.Б. Алиева, Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Слайд 6Новизна работы
В том, что я впервые в 2018 г
.начала изучать данную тему на уроках музыки.
Практическая значимость работы заключается
в возможности использования ее результатов на уроках музыки и искусства в общеобразовательной школе
Слайд 7Монограммы в музыкальном искусстве получили меньшее распространение, чем в изобразительном
искусстве. При упоминании слова «вензель», пожалуй, каждый человек представит витиеватую
подпись с узорами. А вот слова «музыкальная монограмма» не вызывают у людей ясного представления о том, из чего она состоит и как применяется. Музыкальной монограмме посвящены несколько работ отечественных музыковедов. Это книга Я.М. Гиршмана «Очерк музыкальных посвящений И.С.Баху с его символической звуковой монограммой», статья И.И. Васирук «Монограммы-шифры в фугах отечественных композиторов последней трети ХХ века», статья О.В. Сурминовой-Скепнер«Музыкальная монограмма в контексте постмодернистской игры», статья М.Лопатина «Диалоги с Шостаковичем».
Слайд 81 Музыкальные монограммы в школьных программах
Использование монограмм стало традицией
- к этому постоянно обращались композиторы разных эпох и стран.
Монограммы представляют собой весьма любопытный объект исследования, связанный с именами и жизненной судьбой композиторов. Монограммам посвящены научные статьи, диссертации и даже специальный журнал. Однако в школьном образовании эта интереснейшая тема никак не затрагивается. В 2018 году я сделала попытку рассмотрения возможностей изучения монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе. Мною были проанализированы следующие школьные программы по музыке: В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак; Ю.Б. Алиева; Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой; Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Слайд 9Мы начали двигаться в данном направлении и все чаще говорить
про монограммы на уроках музыки, основой стала игры для разучивания
нот. Сусанна Стародубова, руководитель центра музыкального развития «Камертон»(Ленинградская область, г. Гатчина), разработала ряд дидактических игр для детей младшего школьного возраста. Среди них я нашла игру «Нотки в картинках». Ее и начала использовать на уроке.
Слайд 10Описание игры
Название: «Нотки в словах»
Реквизит - распечатанные изображения:
домик, репка, мишка, фасоль, лягушка, синица.
Описание - учитель предлагает
детям стихотворение:
Дом построим на площадке,
Репку вырастим на грядке,
Мишку схватим за бочок,
Сорвем в саду фасоль стручок,
Лягушку мы в пруду найдем,
С синицей весело споем.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Нотки мы в словах нашли!
После этого дети находят в словах названия нот, прикрепляют изображения к линейкам нотного стана, в том место, где находится соответствующая нота. С помощью этой игры дети смогут узнать, что ноты могут «прятаться» в словах. В более старших классах, когда речь пойдет о монограммах композиторов, детям будет легче понять, каким образом композиторы могли «прятать» слова в нотах.
Слайд 11Я считаю, что в современных программах заложен потенциал для изучения
монограмм, так как в них рассматривается творчество композиторов, в чьих
произведениях мы можем найти монограммы. На мой взгляд, в младших классах (1-4) упоминать о том, что в нотах можно спрятать слова после того, будет уместно только после того, как дети познакомятся с музыкальной грамотой. В классах с пятого по восьмой ученики смогут более подробно познакомиться с монограммами в творчестве композиторов, а так же с тем, по каким принципам их можно построить. Я выбрала самых известных композиторов, применяющих монограммы. Их фамилии можно найти в учебниках по музыке, дети знакомятся с их творчеством. Поэтому я предлагаю использовать на своих уроках информацию об их монограммах.
Слайд 12Примеры заданий для 1 - 3 классов:
1.«Найди ноту» Я
предлагаю ученикам в названиях картинок, начинающихся на слоги до, ре,
ми, фа, соль, ля, си, найти эти ноты и поместить их на нотный стан. После того, как дети узнают названия нот, а так же то, что их можно найти в словах, я усложняю задание.
2.«Расскажи нотами» Теперь я прошу детей придумать предложение от заданной интонации из двух-трех нот. Например: на нотном стане на доске нарисовано три ноты - до, ми, ля. Детям нужно придумать слова, в которых содержатся слоги этих нот, а затем составить из них предложение. В ДОме живут МИшка и ЛЯгушка.
3.«Как звучит слово» Детям предлагаю составить предложение из слов, содержащих слоги нот. После этого я играю на инструменте ноты, которые получились. Таким образом, дети могут услышать, как звучит их фраза, в которой «спрятались» ноты. После того, дети научились зашифровывать в нотах слова, можно рассказать им, что это называется монограммой. Далее я рассказываю про это же явление, но в других видах искусства, а именно про монограмму в изобразительном искусстве, упоминая, что это первая буква имени и фамилии, красиво переплетенная с узорами.
Слайд 13Заключение
В данном педагогическом опыте, я поняла зачем нужно изучать монограммы-
это интересно! Для того, чтобы развивать слух - слышать интонацию,
запоминать ее, находить в разных частях произведения и других произведениях
- Для анализа музыки - находить монограмму, определять ее место в произведении, то, из чего она состоит
-Можно увидеть подтекст произведения
-Поиск монограмм развивает мышление -Можно самому придумывать монограммы, развивая воображение
-Потому что, придумывая монограмму композитор самовыражается, оставляет о себе память - По значению монограммы можно узнать новый факт о композиторе - его прозвище, имя возлюбленной и т.д. - Интересен сам факт наличия и возможности найти монограмму в музыке
-Потому что с нахождением монограммы в не самом ярком моменте музыкального произведения становится чуть яснее идея автора
-Монограмма в нотах может быть понята как подпись композитора. Если в музыке он не вставляет слова, то может нотами вставить их в виде зашифровки Из полученных анкет я сделала вывод, что ученики не представляют, что такое монограмма, без предварительного рассказа. После того, как им раскрывают тему, у них появляется интерес к монограммам, как к чему-то новому и таинственному.
Слайд 14
Список используемой литературы
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения
в общеобразовательной школе. - М., 1983.
2. Абдуллин Э. Б. Теория
музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
3. Авдеев В.М. Темп, динамика, штрихи как неспецифически - музыкальные выразительные средства и их роль в музыкальном восприятии.// В помощь военному дирижёру. - М., 1981, выпуск 1.
4. Аминов Н.А. Психофизиология и психофизиологические предпосылки педагогических способностей.// Вопросы психологии. - 1988, №5.
5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983
6. Ананьев Б.П. Задачи психологии искусства. //Художественное творчество. - Л., 1982.
7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.
8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.
9. Балакирева Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника. Диссертация. - Саратов, 1996.