Слайд 1ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ, КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА
Педагог – психолог
Грунская
Елена Леонидовна
Слайд 2
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты —
внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то,
что растёшь,
За то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Валентин Берестов
Слайд 4
Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности,
которой он занимается по собственному
желанию и с интересом.
Зона ближайшего
развития
Слайд 5 БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ
Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но
не ребёнком в целом.
Можно осуждать действия ребёнка, но не его
чувства, даже нежелательные. Раз они возникли, значит, есть основания.
Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.
Слайд 6ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Безусловное принятие ребёнка
Ответственность за процесс общения лежит на
взрослом.
- Если у ребёнка есть эмоциональная проблема, то взрослому необходимо
«активно слушать» ребёнка.
- Если у взрослого возникает эмоциональная реакция на поведение ребёнка, то взрослый применяет высказывание в технике «Я – сообщение».
Слайд 7АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
Активно слушать ребёнка — значит возвращать ему в беседе
то, что он вам поведал, при этом обозначать его чувства.
Важно, чтобы глаза ребёнка и ваши находились на одном уровне.
Расстроенному или огорченному ребёнку не следует задавать вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Повторите, что как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначьте его чувства.
После каждой реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребёнку.
обязательно повернитесь к ребёнку лицом.
Слайд 8ЧТО НАМ МЕШАЕТ СЛУШАТЬ РЕБЁНКА
1. Приказы. Команды: «Убери!», «Быстро в
кровать!», «Чтобы больше я этого не слышала!» и т.д..
2. Предупреждения,
предостережения, угрозы: «Не придёшь вовремя, пеняй на себя!», «Если не прекратишь плакать, я уйду!» и т.д..
3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты должен вести себя как подобает» и т.д.
4. Критика, выговоры, обвинения: «Всё из—за тебя!», «Зря на тебя понадеялась!», «Вечно ты!» и т.д..
5. Доказательства, логические доводы, нотации, лекции: “Сколько раз тебе говорила. Не послушалась—пеняй на себя», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»
6. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи...», « Я бы на твоём месте ...»
7. Похвала. Нельзя хвалить оценочно («Ты молодец!»). Лучше выразить ваше чувство используя местоимения «я», «мне» («Мне нравится», «Я рад за тебя»).
8. Обзывание, высмеивание: «Какой же ты лентяй!», «Плакса—вакса» и т. д..
9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это всё из—за того, что ты…», «Небось опять подрался» и т. д..
10. Выспрашивание, расследование: « Скажи! Я всё равно узнаю», «Ну почему ты молчишь?» и т.д.
11. Сочувствие на словах, уговоры: «Я тебе сочувствую», «Не обращай внимания!»
12. Отшучивание, уход от разговора: «Как много между нами общего!»
Слайд 9ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ»
Ситуация и слова ребёнка:
«Сегодня, когда мы
пошли на прогулку Ваня толкнул меня и я упала».
Чувства ребёнка:
Обида, боль.
Ваш ответ:
«Когда вы пошли на прогулку Ваня толкнул тебя, и ты упала. Тебе было больно и обидно».
«
Слайд 10Практическая работа «Активное слушание»
Слайд 11«Я – СООБЩЕНИЕ»
«Когда…..
я чувствую…...
потому что…….
поэтому хочу чтобы……..»
Слайд 13ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Я – СООБЩЕНИЕ»
Ситуация:
«По полу разбросаны игрушки ребёнка, который
занят другим делом. Мама ходит и наступает на кубики».
Ваше чувство:
Раздражение, боль.
Я – высказывание:
«Мне не нравится, когда после игры всё валяется на полу, потому что приходится вставать на игрушки, а это больно, поэтому, я хочу, чтобы после игры всё лежало на своих местах».
Слайд 14Практическая работа «Я – сообщение»
Слайд 15КАК РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТ
Этапы разрешения конфликтов
1 Прояснение конфликтной ситуации.
Сначала выслушиваем ребёнка,
потом говорим о своём желании или проблеме.
2 Сбор предложений.
Начинаем с
вопроса «Как же нам быть?» и даём возможность ребёнку первому предложить решения, затем предлагаем свои.
3 Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
Лучшим решением считается то, которое выбрали единогласно.
4 Детализация решения.
Уточняется кто и что будет делать.
5 Выполнение решения; проверка.
Слайд 17ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ
1. Безусловно принимать ребёнка.
2. Активно слушать его переживания и
потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешивайтесь в дело,
которым занят ребёнок если он не просит помощи. Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, помогите ему.
· Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
· По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.
5. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему.
6. Позвольте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своих бездействий). Только так он станет самостоятельным.
7. Делитесь своими чувствами. Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его переживании.
8. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
9. Соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
10. Конструктивно разрешайте конфликты.
11. Используйте в повседневном общении приветливые фразы и обнимайте ребёнка не мене
4-х, а лучше по 8 раз в день.
Слайд 18ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
ВЫГОТСКИЙ Л.С.
Слайд 19ПРАВИЛА О ПРАВИЛАХ
1 Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть
в жизни каждого ребёнка.
2 Правил (ограничений, требований, запретов) не должно
быть слишком много, и они должны быть гибкими.
3 Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
4 Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
5 Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно—разъяснительным, чем повелительным.
6 Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Создавайте зону радости (совместные занятия с ребёнком, традиции, маленькие праздники и т.д.) В качестве наказания вы можете отменить их, но только если случился проступок , действительно ощутимый и вы на самом деле расстроены.
Лучше наказывать двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулём подразумевается нейтральный, ровный тон ваших взаимоотношений.
Слайд 21ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«ПРАВИЛА ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЁНКА»
Слайд 22ЧТО ДАЁТ ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ
Исчезают или сильно ослабевают отрицательные переживания ребёнка.
Ребёнок
убеждается, что взрослый его слушает, и начинает доверять больше.
Ребёнок сам
продвигается в решении своих проблем.
Дети начинают сами активно слушать взрослых. Становятся внимательнее.
Родители меняются, становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка. Легче принимают его «отрицательные чувства».
Эффективное общение позволяет не допустить разлад ребёнка с миром и с самим собой. Поддерживает у ребёнка чувство самоценности.
Слайд 23А как насчёт дисциплины?
Правила о правилах:
Правила (ограничения, требования, запреты)
обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Правил (ограничений, требований,
запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Правила (ограничения, требования, запреты,) должны быть согласованы взрослыми между собой.
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Слайд 24
Безусловно принимать ребёнка.
Активно слушать его переживания и потребности.
Бывать (читать,
играть, заниматься) вместе.
Не вмешиваться в занятия, с которыми ребёнок
справляется.
Помогать, когда просит.
Поддерживать успехи.
Делиться своими чувствами (значит доверять).
Конструктивно разрешать конфликты.
Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
Удачи вам и душевного благополучия!
Слайд 25Не забывайте обнимать своих близких
и говорить им
слова любви!!!
Для того, чтобы выживать ребёнку в этом мире –
ему необходимо 4 объятия в день.
Для того, чтобы ребёнок хорошо себя чувствовал – 8 объятий в день.
Для того, чтобы интеллектуально развивался – 12 объятий в день.
Вирджиния Сатир,
американский психотерапевт
Слайд 26Успехов вам!
И спасибо за внимание!