Слайд 1Как «увидеть» музыку?
Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой,
Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс). Тема урока: Проблема: «Как «увидеть»
музыку?»
Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза
Н.И. Бореева
г. Моршанска Тамбовской области
Слайд 2ЦЕЛЬ: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?»
ЗАДАЧИ:
уметь анализировать искусство, находить ответы
на философско-творческие вопросы;
прочувственно и осознанно слушать музыку;
накапливать музыкальные впечатления, приобретать
опыт музицирования и хорового исполнительства;
расширять интонационно-образный словарь;
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, музицировании, слушании, импровизациях);
осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Слайд 4Каждый композитор — художник
Музыку, как «картину», композиторы изображают при помощи
знаков-нот. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги складываются в такие
знаки-ноты.
Ноты означают особые музыкальные звуки. Из них складываются мелодии о ЗЕМЛЕ, ЕЁ ДАРАХ, ЛЮДЯХ, ИХ МЫСЛЯХ, ДЕЛАХ, ДОБРЕ. Всё это – ЖИЗНЬ.
Слайд 5Подумай, ответь
Рассмотри нотный рисунок и постарайся услышать, что это за
мелодия: колыбельная или маршевая музыка?
Слайд 6Образ музыки
О чем рассказала музыка?
Что ты представил?
Какую картину «увидел» в своём воображении?
Дай названия прослушанным музыкальным
произведениям.
Слайд 7О. Лассо «Эхо»
В музыке звучат повторы: мелодия звучит в
громкой динамике, а ее окончание (концовка фразы) повторяется на пиано,
создавая красочный и яркий образ.
Короткие фразы имеют разные интонации – повелительные, вопросительные и даже просительные; в конце произведения – выразительное звуковое замирание.
Как удалось композитору изобразить эхо в музыке?
Пригодилась ли ему динамика?
Какие средства музыкальной выразительности помогли тебе увидеть «картину эха»?
Вспомни, что такое «динамика» (динамические оттенки)?
Слайд 8Динамика (Динамические оттенки)
Piano (р) — тихо
forte (f)
— громко
pianissimo (рр) — очень тихо
fortissimo (ff) —
очень громко
mezzo piano (mp) — умеренно тихо
mezzo forte (mf) — умеренно громко
sforzando (sf) – внезапно громко
Слайд 9Э. Григ «Утро»
Как звучала музыка Грига в начале и в
конце произведения?
Как нарастала звучность?
Какие музыкальные инструменты звучали в начале,
а какие – в конце произведения?
Какие музыкальные краски (средства музыкальной выразительности) использовал композитор, чтобы нарисовать в музыке постепенное пробуждение, оживление природы?
Слайд 10Игра «Музыкальное эхо»
Сыграй солнце, жар (цвет красный, жёлтый, оранжевый).
Слайд 11 Слушай, анализируй, сравнивай
2) К. Моне. Впечатление. Восход солнца
Пофантазируй, что
может делать ветер на равнине?
Как думаешь, можно ли изобразить воздух?
Рассмотри
изображение воздуха на картинах художников-импрессионистов.
Послушай пьесу Клода Дебюсси «Ветер на равнине» и полюбуйся игрой воздуха, его богатой «внутренней жизнью», восхитись красотой самой выразительности музыки.
1) К. Моне. Мост Ватерлоо
Слайд 12Музыкальный анализ пьесы «Ветер на равнине» К. Дебюсси
Развитие в
произведении сводится к нескольким вариантам кружения, к порывам ветра и
внезапным затиханиям. Так повторяется через равные промежутки времени в разных гармониях. Создаётся ощущение, будто ветер кружится на одном месте, а развитием становится... отсутствие развития в его привычном значении!
Композитор хорошо чувствует время: он заканчивает произведение тогда, когда ветер исчерпал свои силы и исчезает.
Слайд 13 Думаем, размышляем
Подумай, может такое быть, что ветер Дебюсси
что-то нам недосказал? И почему он нам рассказывал примерно об
одном и том же?
Возможно такое, что на языке ветра это и есть разное, или ему больше не о чем рассказать?..
Можно ли сказать, что жизнь ветра проходит бестолково?..
Почему же в этом произведении развитие музыки ветра идёт по спирали?
Почему на Руси о человеке, который тратит время впустую, живёт разгульно и беззаботно, ничего не делая и не принося никакой пользы, говорили, что он ведёт ветреную (пустую) жизнь?
Слайд 14Музыка Клода Дебюсси
Клод Дебюсси – французский композитор-импрессионист. В его музыке
также, у художников-импрессионистов, невидимое стало в искусстве реальным.
Способ развития музыки
с «отсутствием развития» встречается редко. Такой способ развития музыки можно увидеть в произведениях К. Дебюсси: «Колокольный звон сквозь листву», «Затонувший собор», «Терраса, освещаемая лунным светом», «Фейерверк».
Для его музыкальных картин характерна поэтическая зарисовка впечатления, воспроизведение «внутренней жизни» явления, поэтому философско-содержательного смысла его музыкальные «зарисовки» не имеют.
Клод Дебюсси (1862-1918)
Слайд 15Кто в полях шумит пшеницей и летит крылатой птицей?
Этот знак
в нотозаписи означает постепенное усиление или ослабление звучания (постепенная динамика)
«Ветер на равнине» в нотозаписи
Слайд 16Порывом ветра занесло ноту на вторую линейку (НОТА СОЛЬ).
Нажми
нужную клавишу и узнай, как он звучит.
А если нажать
дважды, то получится слово.
Воспроизведи умозрительно звучание на клавиатуре «увиденной» в нотной графике музыки.
Быстрый ветер или не очень, сильный или лёгкий – придумай и сыграй (на любом музыкальном инструменте). Или спой.
От ветра в траве укрылись невидимые нами зверюшки. Смотрят оттуда, разговаривают, поют. Попробуй услышать как, и спой.
Музыкальная лаборатория
Слайд 17Разучивание и пение
«Ноги дождя» (муз. З.А. Левиной)
«Падает снег» (сл. В.
Приходько)
«Кукушка» (муз. А.С. Аренского)
Слайд 18 Подумай, ответь
Какими средствами композиторы «рисуют» образы дождя, кукушки?
Как выразительно
воспроизвести эти образы голосом, чтобы дождь не превратился в лужу,
а кукушка не стала квакать?
О чём узнали на сегодняшнем уроке?
Как же можно увидеть музыку?
Влияет ли динамика на настроение произведения?
Домашнее задание (вариативное):
Изобразить в рисунке тихую или громкую музыку.
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся музыкальному произведению («Эхо», «Утро», «Ветер на равнине»).
Слайд 19Вывод
Природа дарит людям чудеса, а произведения искусства помогают нам лучше
их понять.
Чтобы их понять - нужно почувствовать их душой
и сердцем.
Слайд 20Используемые ресурсы
http://a-bibik.blogspot.ru
https://music-education.ru/proizvedeniya-dlya-hora/
http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/georgii-skrebickii-raskazy