Слайд 1«Новая» жизнь
«старой» музыки
Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению –
другое музыкальное сочинение...
(И. Стравинский, композитор)
Слайд 2«Классическое – современное»
Что же всё-таки представляет собой «современная музыка».
Можем
ли мы считать, что это понятие исчерпывается только теми видами,
которые служат пользе или комфорту?
Не бывает ли в жизни любого человека ситуации, когда он нуждается в музыке не просто как в украшении, а ищет присущих ей глубоких смыслов?
К какой музыке он обращается в подобных случаях?
Слайд 3Является ли музыка этих композиторов современной
в наши дни?
Существует наблюдение, что сегодня наиболее востребованной «серьёзной» музыкой является музыка
прошлого. Наиболее исполняемыми композиторами являются такие мастера, как В. А. Моцарт, П. Чайковский, Ф. Шуберт, И. Брамс, и другие мастера ушедших столетий.
Слайд 4Франц Шуберт
Cимфония№8 («Неоконченная»)
Слайд 51. Послушайте фрагмент.
2. Объясните, понятна ли эта музыка современному человеку?
3. Как звучит тема вступления, которая проходит через всю первую
часть?
(В ней нет твёрдости и определённости, она таит какой-то неведомый вопрос. Вероятно, это вопрос, который тревожил героя - современника Шуберта)
4. Можем ли мы сказать, что для современного человека он звучит неактуально?
Задание:
Слайд 6цвету
Александр Герасимов. Деревья в цвету
Кинорежиссёр Акира Куросава включает «Неоконченную» симфонию
в композицию своего фильма «Великолепное воскресенье».
Слайд 7Cегодня жизнь этого произведения не исчерпывается новыми интерпретациями (в театре
и кино)
(Интерпретация - истолкование смысла произведения).
Само название «Неоконченная», вероятно, побуждает современных композиторов «дописать» то, что в своё время «не закончил» Шуберт.
(На самом деле симфония вполне «оконченная». Её необычность состоит в том, что в ней две части вместо четырёх, однако это вполне осознанное композиционное решение самого автора).
Слайд 8Вывод:
Классическая музыка продолжает жить в современности - наряду
с той музыкой, которая создаётся сегодня. Она подвергается новым интерпретациям,
получает свежее звучание на театральных сценах и в кинозалах, нередко её можно услышать в самом неожиданном контексте, например в рекламном ролике. Она вошла в современный звуковой мир. Однако означает ли это, что сегодня такая музыка стала частью бытовой среды?
Слайд 9
Константин Богаевский.
Корабли. Вечернее солнце
Согласен ли ты, что современная музыка
служит разным целям - от возвышенных до сугубо развлекательных?
Слайд 10 1.Прочтите внимательно высказывание (рассуждения) русского писателя Виктора Астафьева.
Задание:
Слайд 11 «Музыка, быть может, самое
дивное создание человека, его
вечная загадка и услада.
Никто так близко,
как
музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, - той самой не отгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас,
тревожит и волнует...
Слайд 12 Музыка возвращает человеку
всё лучшее, что
есть в нём
и пребудет на земле. Я
думаю,
что музыку человек, может
быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.
Слайд 13
Музыка и природа - это самое
верное, святое и неизменное, что осталось с человеком
и не даёт
ему окончательно одичать.
Я имею в виду настоящую музыку,
а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию (вакханалия - здесь: разгул, неистовство), которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили».
Виктор Астафьев.
Слайд 14 - Как вы думаете, о какой музыке говорит
писатель, называя её «дивным созданием», - только ли о классической?
- Применимо ли это высказывание к музыке «Неоконченной» симфонии Ф. Шуберта?
Слайд 15Что подразумевает писатель под словом «вакханалия»?
(всю современную музыку)
А как
она сложна и многообразна ……
Слайд 16Отвечает ли, по-вашему, «Неоконченная» симфония мыслям и духовным запросам нашего
современника? Каким именно?
Выводы:
Слайд 17
- Как вы считаете, почему
звучание «Неоконченной»
симфонии стало
именно
кульминацией фильма
А. Куросавы
«Великолепное воскресенье»?
Слайд 18Сюжет:
Сюжет фильма рассказывает о молодых людях, которые после первой мировой
войны выращивают картофель вопреки всему, чтобы заработать на совместную жизнь.
В центре фильма - влюблённые, не имеющие ни денег, ни пищи, но пытающиеся весело провести свой выходной день, несмотря на реалии окружающей жизни послевоенной Японии. Но любовь и надежда юных влюблённых оберегают их от враждебности окружающего мира.
Слайд 19 В трагедии А. Пушкина «Каменный гость» есть такие
строки:
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь мелодия...
-
Возможно ли отнести эти слова к звучанию «Неоконченной» симфонии в контексте событий фильма А. Куросавы?
- Почему современные музыканты снова и снова обращаются к музыке прошлого?
Слайд 20Приведите примеры современной интерпретации классической музыки.
Домашнее задание:
Слайд 21music-fantasy.ru/materials/novaya-zhizn-staroy-muzyki
http://garageccc.com/ru/event/233
http://musicstyle.ru/sovremennye-klassicheskie-muzykanti/klassicheskaya-muzyka-uluchshaet-pamyat.html
Chief@drofa.ru
http://new-team.org/viewtopic.php?t=8246
http://forum.lifecity.com.ua/showthread.php?s=2e46a74abadb732fed111cf3dc5461a1&t=159&page=3
Интернет ресурсы:
Слайд 22Урок в 9 классе по программе
«Искусство. Музыка»
Авторы:
Т.И.Науменко,
В.В.Алеев.
Презентацию подготовила:
Петроченко Алла Николаевна
учитель музыки
МБОУ СОШ №6
Г.Урай