Слайд 1
Опера «Князь Игорь»
Подготовила: учитель музыки Кукушкина Татьяна Александровна
Слайд 2 Александр Порфирьевич Бородин
(1833-1887гг.)
Родился 12 ноября 1833 г.
в Петербурге.
Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова,
отчество и фамилию получил от камердинера князя — Порфирия Бородина.
Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г. Научная карьера складывалась успешно. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. — академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения.
Слайд 3В то же время учёный с детства увлекался музыкой и
на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин
усвоил самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», возглавлявшего М. А. Балакиревым.
А.П.Бородин М.А.Балакирев
История создания
оперы «Князь Игорь»
18 апреля 1869 года на музыкальном
вечере у Л.И. Шестаковой В.В. Стасов
предложи л композитору в качестве
оперного сюжета «Слово о полку Игореве»
А. П. Бородин с интересом взялся за
работу, побывал в окрестностях Путивля,
изучал исторические и музыкальные
источники, связанные с описываемым
временем.
Слайд 5Опера писалась в течении 18 лет, но в 1887 году
композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А.П. Бородина
работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков.
Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие.
Н.А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.
Слайд 6В основу сюжета оперы «Князь Игорь» положена патриотическая поэма Древней
Руси «Слово о полку Игореве», дополненная другими историческими документами, летописями
Слайд 7Вот как описывает те далёкие времена исследователь древнерусской литературы Дмитрий
Сергеевич Лихачёв
«Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя,
проросшая буйной травой дикая
степь…
Со всех сторон опасность: степь
принадлежит тем, кто в ней кочует,
кто идёт на сёла и города русских,
чтобы захватить детей, женщин, мужчин,
поживиться золотом, мехами, тканями,
оружием. Степняки объединены…
Воюя, они движутся всем народом.
Это страшный враг, ужас
и проклятие Руси - половцы».
ПРОЛОГ
Площадь в Путивле заполнена людьми.
Князь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, дружину, надеются на успешное завершение похода
Слайд 9 Хор «Солнцу красному слава!»
Слайд 10Внезапно темнеет, это солнечное затмение. Люди видят в нём дурное
предзнаменование и уговаривают Игоря остаться, но Игорь непоколебим.
Здесь в
символической форме представлена драматургическая завязка всего дальнейшего действия оперы.
I действие
картина вторая
Входят думные бояре, друзья Ярославны.
Они пришли с плохими новостями
(хор «Мужайся княгиня»).
Бояре рассказывают, что на Путивль
идёт хан Гзак, русская рать разбита,
а Игорь вместе с братом и сыном
попали в плен.
Слышен звон небратского колокола,
виднеется зарево пожара.
II действие
Ария князя Игоря
Ария князя открывается небольшим
вступлением оркестра. Тяжёлые аккорды
передают душевные терзания героя.
Благородная мелодия, полная глубокой
душевности и теплоты, связана в
арии князя с воспоминаниями о жене,
Ярославне. Перед мысленным взором
мелькают картины затмения солнца,
горечь поражения, позор плена.
Все перечисленные эпизоды арии
позволяют почувствовать трагедию переживаемую Игорем.
Сцена вторая
«Половецкие пляски»
Хор «Улетай на крыльях ветра»
Слайд 14Как и Глинка, Бородин, создаёт контрастные образы русских людей и
их недугов, с уважением относится к национальным культурам других народов.
IV действие
Городская стена и площадь в Путивле.
Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет.
«Плач Ярославны»
В музыкальной характеристике
Ярославны композитор не использовал
подлинно народные мелодии,
но она пронизана народными
интонациями таких древних
песенных жанров, как плач,
причет, причитания