Слайд 1ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ В РАЗНЫХ ПО ВОЗРАСТУ ГРУППАХ.
ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР И ТРЕБОВАНИЯ
К ЕГО ПОДБОРУ.
Слайд 2ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ В РАЗНЫХ ПО ВОЗРАСТУ ГРУППАХ.
Пение сопровождает жизнь ребенка
с самого раннего возраста.
Слайд 3Первый год жизни.
Задачи музыкального воспитания
по пению,
слушанию музыки
музыкально-ритмическому
движению
для этого возраста не разграничиваются
Слайд 4Второй год жизни.
Ребенок второго года жизни
эмоционально отзывчив;
у
него появляются простейшие певческие интонации,
он может пропевать отдельные слоги.
Слайд 5Задачи по обучению пению во второй группе раннего возраста следующие:
Слайд 6Третий год жизни.
У детей этого года жизни уже есть
небольшой музыкальный опыт, они знают несколько музыкальных произведений - радуются,
когда их слышат.
Так как мышление детей конкретно, они воспринимают музыку образно — считают, что она про кого-то или про что-то рассказывает. Поэтому слушание песен часто сопровождается показом игрушки.
Ребенок этого возраста пробует подпевать отдельные слова и слоги при пении педагога.
Слайд 7Задачи по обучению пению в 1 младшей группе :
развивать певческие
интонации;
подпевать отдельные слоги и слова песни, подражать воспитателю;
привлекать внимание к
содержанию песен, создавать эмоциональный интерес к пению.
Слайд 8Четвертый год жизни.
По сравнению с предыдущей группой дети этого
возраста более работоспособны.
Запас слов у них увеличивается, но еще не
все звуки они произносят чисто.
Слуховое внимание неустойчиво, хотя дети могут узнавать знакомые песни.
Певческие голоса не сформированы, дыхание поверхностно, прерывисто.
Слайд 10задачи по обучению пению в средней группе следующие:
учить детей петь
выразительно, естественным голосом, без напряжения;
петь протяжно, брать дыхание между короткими
музыкальными фразами;
произносить слова внятно, правильно;
учить вместе начинать и заканчивать песню, интонационно точно исполнять мелодию, прислушиваться к голосам других детей;
петь в сопровождении инструмента и без него.
Слайд 12Обучая пению детей старшей группы, педагог выполняет следующие задачи:
приучает детей
к выразительному пению без напряжения, легким звуком, плавно;
приучает брать дыхание
между музыкальными фразами;
продолжает учить отчетливо произносить слова;
учит одновременно начинать и заканчивать песню, выразительно передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального сопровождения и самостоятельно с сопровождением;
учит петь хором и индивидуально в диапазоне ре-си первой октавы;
побуждает вспоминать и петь ранее выученные песни; отличать на слух интонационно точное и фальшивое пение,
сохранять во время пения правильную позу - сидеть прямо со свободным положением головы и корпуса.
Слайд 13Седьмой год жизни.
У детей этого года развиты музыкальный вкус
и восприимчивость к оттенкам музыкальной выразительности.
Ребенок может различать направление
движения мелодии, понижение и повышение звуков, звуки различные по высоте и длительности, смену темпов в пении.
Песенный репертуар для детей этого возраста становится очень разнообразным по тематике, ярким и красочным по средствам выразительности.
Возрастают певческие возможности детей.
Диапазон песен расширяется от до первой до ре второй октавы.
Слайд 14в подготовительной к школе группе детей обучают:
выразительному пению: звонкости, напевности,
легкости звучания;
правильному дыханию, удержанию его до конца фраз;
отчетливости дикции;
всем правилам
ансамблевого пения;
дети должны также выразительно петь песни из репертуара предыдущих групп с сопровождением и без него;
различению движения мелодии вверх и вниз, долгих и коротких звуков; детей знакомят с названием нот, объясняют принципы их размещения на нотоносце;
импровизация звукоподражаний («ау», «ку-ку») и попевок на основе хорошо усвоенных певческих навыков;
коллективному и индивидуальному пению с сохранением правильной осанки.
Особенное внимание следует обратить на охрану детских голосов - предостерегать детей от громкого и длительного пения, от увлечения песнями из репертуара взрослых.
Слайд 15 Методика работы в основном направлена на то, чтобы как
можно лучше развить в детях самостоятельность, активность, инициативу, осознанность в
восприятии и исполнении музыкального произведения.
Песни поются всей группой, подгруппами, индивидуально, по ролям, по музыкальным фразам, по куплетам поочередно, каждой подкупной и т. д.
Добиваясь интонационно и ритмически точного исполнения мелодии, педагог всегда обращает внимание на трудные мотивы, фразы и работает над ними. Часто перед исполнением песни он дает тонику на инструменте для ладовой настройки.
В процессе обучения применяет дирижерские жесты.
Слайд 16ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПОДБОРУ
Слайд 17
Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих
большое воспитательное и познавательное значение.
Слушая и исполняя песни, ребенок
эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом.
Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни.
Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано.
Слайд 18Основное в музыке - выражение чувств, настроений, эмоций.
Воздействуя песней
на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоционально положительное отношение
к действительности.
Слайд 19Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике,
включать песни
о природе,
труде детей,
детском саде,
школе,
временах года;
шуточные,
игровые,
праздничные,
песни на общественную тематику.
Слайд 20Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными,
познавательными в отношении содержания текста.
Мелодии песен должны быть простые,
ярки и разнообразные по характеру.
Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.
Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе воспитания в детском саду.
Слайд 21При выборе песен музыкальный руководитель преследует, прежде всего,
воспитательные и
образовательные задачи, чтобы вызвать у детей любовь к Родине, природе,
родителям, детскому саду и т. д.
Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни.
Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии, доступность ее для данной группы детей.
Необходимо учитывать и общее музыкальное развитие детей.
Слайд 22Песни должны отвечать дидактическим требованиям:
доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности.
А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких
к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре.
Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно - соло и хором.
Слайд 23При выборе песен надо исходить из:
плана педагогической работы;
интересов детей, которыми
они живут в данное время;
доступности детскому восприятию выраженных в песне
чувств.