Слайд 1Презентация к уроку музыки
в 5 классе по теме
«Опера»
Автор:
Шевченко
С.В.
преподаватель музыки
ГБОУ СПО «Валуйский колледж»
ГБОУ СПО «Валуйский колледж»
Слайд 3План урока
Знакомство с рождением оперы
Экскурсия по оперному театру
Исполнение песни
«Проверь свои
знания»
Слайд 4Опера появилась в 17 веке в Италии
Рождение оперы
Слайд 6«Отец» оперы
Клаудио Монтеверди -
итальянский композитор
Слайд 7Опера (по латыни опус)
Переводится с итальянского – деяние, труд, сочинение
Музыкальный
спектакль, в котором всё действие передаётся с помощью пения
Слайд 8Высказывания известных людей об опере
Что может сравниться с удовольствием быть
в опере? Только удовольствие быть с друзьями. (Мушкетёр Арамис)
Пора нам
в оперу скорей… (А. Пушкин)
Наслаждались оперой. Тренирует ум и воспитывает сердце. (Шерлок Холмс, доктор Ватсон)
Слайд 9Экскурсия по оперному театру
Слайд 10ЛИБРЕТТО – в переводе с итальянского «книжечка»
Литературное изложение содержания оперы
Краткое содержание оперы, опубликованный в виде буклета-программки (маленькой тонкой книжечки)
Слайд 11Сюжеты опер
Оперы обычно пишутся на сюжеты сказок, трагедий, драм, комедий.
В
зависимости от содержания оперы бывают историческими (например, «Борис Годунов»), героико-эпическими
(«Иван Сусанин» Глинки), сказочными («Снегурочка» Римского-Корсакова), комическими («Свадьба Фигаро» Моцарта) и др.
Слайд 12Из чего состоит опера
По законам драматического театра опера делится на
действия или акты, действия — на картины, а картины в
свою очередь — на сцены.
Слайд 13Кто нужен для создания оперы
Либреттист – тот, кто сочиняет текст
оперы в стихах или в прозе. Можно сказать, оперный поэт,
оперный писатель.
На текст оперного либретто композитор сочиняет музыку, а певцы её исполняют.
Слайд 14Оперные вокальные номера
Сольные номера
(соло – «один»)
Ария – песня главного героя
или героини
Ариетта – маленькая ария
Слайд 15Ансамблевые номера
(ансамбль – «вместе»)
Дуэт – поют вдвоём
Трио – поют втроём
Квартет
– четыре исполнителя
Квинтет – поют пятеро
Слайд 16
Речитатив – декламация, чтение вслух.
В оперном речитативе
герои разговаривают по –оперному – нараспев
Собирательный герой в опере
– народ, войско, крестьяне и др. показан с помощью оперного хора.
Слайд 17Оперный оркестр
Помогает петь певцам, рисует разные картины – битву, бурю
на море, вьюгу и пр.
Оркестровые номера
Увертюра – вступление к
опере
Антракт – вступление к действиям оперы
Слайд 18В роли оперного оркестра всегда выступает симфонический оркестр
Слайд 19Оперный балет
Обеспечивает оперу, если требуется по ходу действия , танцами,
что очень её украшает.
Слайд 20А ещё для создания оперы нужны:
Художник – рисует декорации
Режиссёр –
ставит спектакль
Гримёр – гримирует артистов
Костюмер – готовит костюмы
Осветитель – распоряжается
светом
Машинист сцены орудует миханикой
Пожарник следит за противопожарной безопасностью
Слайд 22Вывод:
Итак, в исполнении оперы участвуют оркестр, хор, певцы и нередко
танцоры.
В ней соединены различные виды искусства – драма и
музыка, пение и танец, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов. Значит, опера – синтетический вид искусства.
Слайд 23Проверь себя
1. В какой стране родилась опера?
Россия
Италия
Франция
2. Кто является
«отцом» оперы?
Чайковский
Моцарт
Монтеверди
Слайд 24Краткое содержание оперы - это
Сценарий
Либретто
Роман
Поэма
Слайд 25Выбери:
Сольные номера оперы
Ансамблевые номера оперы
Оркестровые номера оперы
Трио
Ария
Хор
Антракт
Ариетта
Дуэт
Квартет
Увертюра
Слайд 26Что на ваш взгляд является лишним? Почему?
«Евгений Онегин»
«Иван Сусанин»
«Щелкунчик»
«Снегурочка»
Слайд 27Итог урока
Перечислите, кто участвует в создании оперы.
Назовите виды искусств, которые
соединены в опере.
Что стало бы с музыкой, если бы
не было литературы?