Слайд 1Выполнила: преподаватель
теоретических дисциплин
МБУ ДО «ДШИ» пгт. Восток
Корецкая Наталья
Владимировна
Оперное творчество
М.П. Мусоргского.
«Борис Годунов»
Вопросы и ответы
Слайд 2Что привлекало Мусоргского к театру?
Слайд 3Что привлекало Мусоргского к театру?
Возможность показать в опере не только
отдельного человека, но и жизнь целого народа, страницы его истории,
которые перекликались с полной драматизма современностью.
Слайд 4Перечисли героев произведений Мусоргского:
Слайд 5Перечисли героев произведений Мусоргского:
Художественный мир Мусоргского был заполнен непривычными героями
и образами. Беглые монахи, семинаристы, нищие, дети-сироты как будто пришли
на страницы его произведений из самой жизни. А вместе с ними пришли украинские хлопцы и дивчины, стрельцы, вольные люди. И музыка, их рисующая, была музыкой русского человека.
Слайд 6Какое место в творчестве Мусоргского занимает опера «Борис Годунов»?
Слайд 7Какое место в творчестве Мусоргского занимает опера «Борис Годунов»?
Опера «Борис
Годунов» имела для композитора особое значение: она явилась итогом почти
десятилетнего периода его творчества. И одновременно — началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные творения.
Слайд 8Какое произведение лежит в основе ее сюжета?
Слайд 9Какое произведение лежит в основе ее сюжета?
Трагедия А.С. Пушкина
«Борис Годунов»
Слайд 10Какие события отражены в произведении Пушкина?
Слайд 11Какие события отражены в произведении Пушкина?
В трагедии Пушкина отражены далекие
исторические события эпохи Смутного времени. В опере Мусоргского они получили
новое, современное звучание
Слайд 12Какая идея лежит в основе оперы Мусоргского?
Слайд 13Какая идея лежит в основе оперы Мусоргского?
Идея несовместимости народа и
царского режима была особенно подчеркнута композитором.
Слайд 14Как композитор определил свою задачу в опере?
Слайд 15Как композитор определил свою задачу в опере?
«Прошедшее в настоящем
» — так определил композитор свою задачу.
Слайд 16Как трактован в опере образ царя Бориса?
Слайд 17Как трактован в опере образ царя Бориса?
Пушкин, а за ним
и Мусоргский, делают царя Бориса причастным к убийству царевича Димитрия.
Слайд 18Что становится главным в идейном содержании оперы?
Слайд 19Что становится главным в идейном содержании оперы?
Общепринятая трактовка оперы —
драма совести Бориса, драма народа. Главным в опере становится слово
«совесть».
Слайд 21Кто написал либретто оперы?
Составляя либретто, Мусоргский кое-что изменил в пушкинской
трагедии.
Слайд 22Как композитор изменил концовку трагедии Пушкина?
Слайд 23Как композитор изменил концовку трагедии Пушкина?
Мысль о решающей роли народа
он особенно подчеркнул. Поэтому изменил конец. У поэта в конце
трагедии «народ безмолвствует». А у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая оперу, пожалуй, самая главная.
Слайд 24Как можно определить жанр оперы?
Слайд 25Как можно определить жанр оперы?
Центральным действующим лицом оперы является народ.
Само понятие «народ» наполнилось у него новым смыслом в сравнении
с другими русскими композиторами. Если раньше народ изображали неделимой массой, то Мусоргский этот обобщенный образ складывает из множества индивидуальных типов. Недаром жанр оперы был определен как народная музыкальная драма.
Слайд 26В прологе оперы народ представлен не как безликая толпа. В
нем показаны различные индивидуальные типы. Перечисли их:
Слайд 27В прологе оперы народ представлен не как безликая толпа. В
нем показаны различные индивидуальные типы. Перечисли их:
Народные типы в хоровой
сцене у Новодевичьего монастыря (прологе оперы). Здесь и угрюмый безымянный мужик («Митюх, а Митюх! Чего орем?»), и беззаботный Митюха («Вона! Почем я знаю!»), и баба, жалобно причитающая («Ой, лихонько!»), баба сварливая и злая («Вишь, боярыня какая!»)
Слайд 28Как показан народ в четвертом действии в сцене у храма
Василия Блаженного?
Слайд 29Как показан народ в четвертом действии в сцене у храма
Василия Блаженного?
В начале четвертого действия — в сцене у храма
Василия Блаженного — народ, измученный лишениями и голодом, поднимает свой голос: «Хлеба! Хлеба!» Это уже требование. И звучит оно как смутный протест, объединяющий народ.
Слайд 30Чем завершается опера Мусоргского?
Слайд 31Чем завершается опера Мусоргского?
В конце оперы этот народный протест превращается
в стихийный бунт. «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая», — поет хор,
и его могучее звучание похоже на разбушевавшуюся стихию.
Слайд 32Показано ли в опере развитие образа царя Бориса?
Слайд 33Показано ли в опере развитие образа царя Бориса?
Трагическая обреченность ощутима
уже при первом появлении Бориса в прологе в сцене коронации.
Его монолог «Скорбит душа», которым он пресекает ликующий колокольный звон, передает затаенный страх и мрачные предчувствия.
Страдания и обреченность царя Бориса еще ярче проступают во втором действии, посвященном полностью раскрытию его образа.
Преследуемый кошмаром, в безумном состоянии, царь появляется перед боярской думой.
Слайд 34Перечисли героев оперы Мусоргского:
Слайд 35Перечисли героев оперы Мусоргского:
Таковы две основные линии оперы — линия
народа и линия царя. Причем образ народа представлен в опере
многолико. Здесь и монах-летописец Пимен, вынесший от имени народа приговор Борису, и бродячие монахи Варлаам и Мисаил, воплотившие в себе разные черты русского народа, и Юродивый, не побоявшийся бросить в лицо царю обвинение в убийстве, и многие другие персонажи, выписанные композитором очень ярко, почти осязаемо.
Слайд 36«Борис Годунов»
Спасибо за внимание!
Слайд 37Список использованных источников:
Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. 2
год обучения (+ CD). Ростов н/Д : Феникс, 2015
Шорникова М.
Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. 2 год обучения. Рабочая тетрадь. Ростов н/Д : Феникс, 2015