Слайд 1Особенности интерпретации сонат Й.Гайдна
Методическое сообщение преподавателя ДМШ г.Гвардейска Ереминой В.С.
(1732-1809) – один из величайших гениев музыки.
Его считают «отцом» классической симфонии, квартета, сонаты, концерта – важнейших инструментальных жанров и форм, развитие которых продолжается и в наши дни
Слайд 3Гайдн начал писать музыку не зная музыкальной теории. Ещё мальчиком-хористом
он начал самостоятельно овладевать сложным искусством композиции никогда не
теряя бодрости духа и целеустремлённости
Слайд 4Полувековой путь в искусстве неуклонно вёл Гайдна к замечательным достижениям:
более 100 симфоний, более 80 квартетов, десятки трио, скрипичных сонат,
около 50 концертов для фортепиано, скрипки, виолончели и духовых инструментов, оратории «Сотворение мира» и «Времена года»… Творчество Гайдна плодотворно и в области фортепианной музыки
Слайд 5Среди 52-х фортепианных сонат Гайдна самые ранние близки развлекательной инструментальной
музыке венского быта середины XVIII века. Такова соната ре
мажор, более известная как дивертисмент № 3 (от французского divertissment – развлечение)
Слайд 6Музыка первой части сонаты №7 вновь воссоздаёт атмосферу оживлённого, стремительного,
комедийного действия. Но общий динамический размах здесь заметно шире, образы
– ярче, повороты «событий» - более остры напоминают подчас мгновенно найденный выход из трудного положения
Слайд 7Первая часть сонаты №12 соль мажор создаёт представление о какой-то
шаловливой сценке с применением подчас замысловатых шутливых трюков
Слайд 8Один из гайдновских шедевров – соната №2 ми минор написан
уже рукой зрелого мастера. В её ярко лиричной первой части
проглядывают ранние зори грядущего романтического мироощущения. Своеобразие музыки сразу заложено в исходной теме. Можно представить себе, будто что-то неодолимо манит отправиться в дальнее странствование «по морям по волнам»…
Слайд 9Подходить к сонатам Гайдна следует инструментально: необходимо будить воображение ученика,
чтобы во время исполнения сонаты он слышал в фактурном изложении
звучание того или иного инструмента
Слайд 10В сонатах Гайдна много мелких длительностей.
Всё это выписанные украшения, мелизмы.
Темп надо определять
по самым мелким длительностям: он должен быть таким, в котором можно всё выиграть
Слайд 11Мелизмы
Форшлаг: главное условие, чтобы его исполнение не мешало движению.
Мордент: неперечёркнутый
исполняется снизу, перечёркнутый – сверху.
Трель – на коротких нотах исполняется
как мордент.
Трель на длинных нотах завершает форшлаг.
Группетто исполняется с верхней ноты.
Слайд 12Динамика
В ранних сонатах Гайдна встречаются только p, f и mf.
Чтобы
избежать однообразия в звучании надо смотреть на
фактуру и гармонию. Одна и та же тема не должна звучать одинаково. И хотя ещё не было
в нотной записи обозначений
и , но существовала в 60-е годы так называемая «мангеймская школа»
Слайд 13Артикуляция в сонатах Гайдна должна быть очень ясной и точной.
Фраза
существовала но не было фразировочных лиг. Работая над
фразировкой следует помнить, что музыкальная речь сродни человеческой. В зависимости от того, как строится мотивность: ямб или хорей – следует строить фразу
Слайд 14Педаль в сонатах 60-х – 80-х годов – минимальная. Берётся
на сильной доле, на длинных звуках, не затушёвывая штрих. Нельзя
брать одну педаль если мелодия строится на звуках аккорда. В поздних сонатах педаль более широкая, ближе к бетховенской
Слайд 15Каковы основные ошибки учащихся при исполнении сонатного аллегро? Это: неустойчивость
темпа, отсутствие ощущения цезур и кульминационных моментов, резкий грубый звук,
а также неопределённость звучания, несоблюдение соотношения звучания правой и левой руки, несинхронность звучания. Отсюда и вытекают задачи, которые необходимо поставить перед учеником
Слайд 16Й.Гайдн – один из основоположников венской классической школы. Гайдну принадлежит
огромная историческая заслуга по формированию и развитию сонатной формы