Слайд 1Песни Великой Отечественной войны
pptcloud.ru
Слайд 2
День Победы!
Праздник Победы - это праздник весны,
День пораженья жестокой войны,
День
пораженья насилья и зла,
День воскрешенья любви и добра.
Воспоминаний о тех,
кто себе
Целью поставил, чтоб впредь этот день
Символом стал всех стараний людей -
В мире и счастье растить малышей.
Т. Маршалова
Слайд 3Сл. В.Лебедев-Кумач, муз.А.Александров
«Священная война»
Слайд 5
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали
стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай
на смертный бой...» Стихи эти потребовали от поэта упорной работы.
За несколько дней до нападения гитлеровских войск Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова: Не смеют крылья черные Над Родиной летать...
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Слайд 6Сл.Яков Шведов, муз.А.Г.Новиков
«Смуглянка»
Слайд 8
Песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир её
был потерян. У авторов остались только черновики. Композитор вспомнил об
этой песне четыре года спустя, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознамённого ансамбля А. В. Александров и попросил показать песни для новой программы прославленного коллектива. В числе других Новиков показал и «Смуглянку», которую прихватил на всякий случай. Но именно она и понравилась Александрову, который тут же начал её разучивать с хором и солистами. Ее подхватили в тылу и на войне. Песня звучала в фильме "В бой идут одни старики“.
Слайд 9Сл.Михаил Матусовский,
муз.В.Баснер
«На безымянной высоте»
Слайд 11
В основу песни "На безымянной высоте" положена действительная история. Безымянных
высот много, песня об одной из них - память о
многих. В песне речь шла об одной - о высоте, которая находится у поселка Рубежанка Калужской области. В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение, под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина должна была произвести смелую операцию - пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную. Радиопозывным этой группы смельчаков была "Луна". "Луна" сообщила командованию, что высота занята. Дальше события разворачивались трагически. Восемнадцати бойцам пришлось принять бой с двумя сотнями гитлеровских солдат. Они дрались отчаянно . Выжить удалось лишь двоим.
Поэт Михаил Матусовский воевал на том же участке фронта и тогда же, в 1943-м написал поэму «Безымянная высота». Во время съемок фильма «Тишина» он рассказал эту историю режиссёру Владимиру Басову, и тот попросил его вместе композитором В.Баснером написать песню к этому фильму.
Слайд 12Сл. Л.Ошанин,
муз. А. Новиков,
«Дороги»
Слайд 14Авторы «Дорог» в годы Великой Отечественной войны непосредственного участия в
боевых действиях не принимали, но побывать на фронте они все-таки
побывали. Авторы многие месяцы провели на фронте, выступая и общаясь с бойцами. Были они на Курской дуге, под Орлом, Белгородом, на Западном, Карельском и 3-м Белорусском фронтах. Итогом встреч стали песни. «Дороги» родились, когда в землянке на высоте Шляпа над Западной Лицей мы показывали с Марком Фрадкиным песню «В белых просторах» и ее оборвала разорвавшаяся под окном мина, вспоминал поэт. «Дороги» родились, когда за десять дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады, а она каждую ночь меняла позицию, чтобы встретить танковую лавину врага…“Эх, дороги…” далеким эхом незабываемых, суровых и трудных военных лет отзывается в сердце и памяти тех, кто поет или слышит ее знакомый до боли напев.
Слайд 15Сл.В.Агатов, муз.Н.Богословский
«Темная ночь»
Слайд 17Одна из самых лирических песен Великой Отечественной войны "Тёмная ночь"
была написана для фильма "Два бойца" поэтом Владимиром Агатовым и
композитором Никитой Богословским в 1943 году. Идея написания проникновенной лирической композиции для своего фильма посетила режиссёра Леонида Лукова, который, не откладывая дело в долгий ящик, призвал на помощь Богословского...
Фильм снимался в Ташкенте, в который была эвакуирована Киевская киностудия. Как вспоминает композитор, однажды его на ночь глядя посетил Луков, который посетовал, что сцена в землянке "без песни никак" и попросил помочь с музыкой. У Богословского получилось "угодить" режиссёру с первой попытки. Затем оба буквально растормошили Агатова, который тут же, то ли спросонья, то ли от неожиданности написал на листке тетради нужные слова.
В эту ночь поспать не довелось и Марку Бернесу, которого возбуждённая троица вытащила из постели. Последней "жертвой" той ночи стал гитарист, которому творческий порыв "квартета" также не позволил выспаться... Целую ночь почти вся съёмочная группа ублажала музу, и результат в виде песни, покорившей несколько поколений жителей огромной страны, появился к утру.
Слайд 18Сл. М.Исаковский,
муз.М.Блатнер
«Катюша»
Слайд 20
Стихи, ставшие впоследствии песней под названием "Катюша", я (говорит
М.Исаковский) начал писать в начале 1938 года. У меня, можно
сказать, сразу, без особых усилий написались первые восемь строк, то есть первая половина "Катюши". Но потом работа застопорилась. Я не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти "на высокий берег, на крутой" и запеть песню. Поэтому стихи пришлось пока отложить, хотя начало их мне определенно нравилось. Время тогда было тревожное. Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти. Но текст был дописан.
Однако история "Катюши" на этом не кончается. Она, пожалуй, только начинается. И поэтому стоит кое-что рассказать о "Катюше" дополнительно.
Через год (а может быть, и раньше) "Катюша" перешагнула границы Советского Союза.
Во всяком случае, уже в сентябре 1939 года население Западной Украины и Западной Белоруссии, находившееся дотоле под властью польских панов, встречало нашу армию-освободительницу пением "Катюши".
В годы Великой Отечественной войны "Катюшу" пели бойцы армии Сопротивления во Франции и Италии.
Осенью 1957 года, когда я приехал в Италию, мне рассказывали, что по крайней мере восемьдесят процентов населения Италии знает "Катюшу". Ее пели в Америке, Ватикане, Японии и многих других странах.
Слайд 21К.Я.Ваншенкин, муз.Э.С.Колмановский
«Алеша»
Слайд 23Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. За свою более
чем тысячелетнюю историю он был свидетелем многих событий. Его венчает
восемнадцатиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита, — памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма. Открыт он был в 1957 году, в канун 40-летия Великого Октября. Автор его — болгарский скульптор Васил Радослов. Осенью 1962 года в Болгарию приехал советский композитор Эдуард Савельевич Колмановский. Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами роз встречали своих освободителей и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память сохранила и имя солдата — ласковое, певучее русское имя Алеша. С розами он и увековечен в камне.
Возвратившись домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что видел и слышал В Болгарии, с поэтом Константином Яковлевичем Ваншенкиным, давним своим соавтором, показал ему фотографию памятника советским воинам — «Алеши». Песня “Алеша” — это раздумье о подвиге советского воина, баллада, в которой гражданственность сочетается с лирической интонацией.
Слайд 24Сл.В.Харитонов, муз.Д.Тухманов
«День победы»
Слайд 26
Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был
объявлен конкурс на лучшую песню о войне. Буквально за несколько
дней до окончания конкурса Владимир Харитонов передал свои стихи соавтору. Давид Тухманов очень быстро написал музыку, и песню успели передать на последнее прослушивание конкурса. Но никакого места песня «День Победы» не заняла.
На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Песню не пропускали в эфир — ни на радио, ни на телевидении. Первым исполнителем песни «День Победы» был Леонид Сметанников. Он исполнил её на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года. Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире. На концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз — на «бис». После чего эту песню стала петь вся страна. «День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.