Слайд 1Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?
Презентация к уроку музыки
(УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс). Тема урока:
Проблема: «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?»
Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза
Н.И. Бореева
г. Моршанска Тамбовской области
Слайд 2ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
чувствовать настроение музыки, находить выразительные средства, создающие образ;
подбирать
определения, характеризующие музыку;
распознавать в музыкальном содержании образы окружающего мира
и средства их создания;
различать в нотных примерах содержание и характер музыки.
Слайд 3Как я «увидел» «Времена года» Чайковского
Слайд 4 Передай голосом и аккомпанементом шумовых инструментов приметы времени в
музыке
Слайд 5 Подумай, ответь
Как озвучить в аккомпанементе приметы времени и жизненные
явления?
Какими музыкальными инструментами можно расширить исполнительское пространство?
Какими дополнительными
звуками можно ещё его украсить?
Слайд 6Два взгляда на один образ
Охарактеризуй звуковое пространство двух музыкальных фрагментов.
Что ты услышал в характере музыки?
Какой темп музыки?
Звукоизвлечение короткое или
протяжное? Как исполняются звуки – плавно или отрывисто?
Композиторы изобразили один жизненный образ или разные? Если один, то какой – добро или зло?
Слайд 7Баба-Яга – сказочный образ
П.И. Чайковский (1840-1893)
М.П. Мусоргский (1839-1881)
Слайд 8Динамика музыкального образа
П.И. Чайковский. Баба-Яга
М.П. Мусоргский. Баба-Яга
Знак p (пиано) означает
«тихо».
Знак два f (фортиссимо, удвоенное f) - ff – очень
громко.
F (форте) в музыке означает «громко».
Слайд 9«Баба-Яга» М. Мусоргского
Что это грохнуло? Что засвистело? -
Баба Яга над
землёй пролетела!
Ветром прогнулись сосен верхушки,
Спрятались в норы лесные
зверюшки,
Сучья трещат. Громкий свист раздаётся, –
Баба Яга над полями несётся…
Н. Метеличенко
Слайд 10Художественная копилка
СТРАШНАЯ
СВИРЕПАЯ
ЗЛОВЕЩАЯ
МИЛАЯ
СЕРДИТАЯ
ПЕЧАЛЬНАЯ
НАПЕВНАЯ
КОЛЮЧАЯ
ГРОЗНАЯ
ШУТЛИВАЯ
ВЛАСТНАЯ
СВЕТЛАЯ
ТРЕВОЖНАЯ
ДОБРАЯ
ЛЮТАЯ
Слайд 11 Слушай, анализируй, размышляй
Сколько музыкальных образов изображено в этой ЗВУКОВОЙ
КАРТИНЕ?
Какие средства музыкальной выразительности помогли тебе это понять? При рассказе
пользуйся музыкальным словарём:
Темп. Динамика. Тембр. Регистр. Диапазон. Способ звукоизвлечения.
Слайд 12М.П. Мусоргский. Богатый и бедный
Из двух разнохарактерных портретов людей композитор
сделал одну пьесу-диалог, заставив этих людей разговаривать. По сюжету бедный
просит помощи у богатого, но тот не соглашается.
Мусоргский поставил рядом богатство и бедность, самодовольное чванство и униженные, слезные просьбы. Речевая выразительность музыки здесь удивительно правдива.
Пьеса производит щемящее, даже гнетущее впечатление, как бывает всегда, когда сталкиваешься с вопиющей социальной несправедливостью.
Слайд 13 Слушай, анализируй, размышляй
Сколько образов в этой МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРТИНЕ?
Каково её
музыкальное содержание?
Выбери пространство на нарисованной клавиатуре, где звучание этого образа
будет звучать правдиво и выразительно.
Слайд 14М.П. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов
Слайд 15В пространстве клавиатуры
Музыкальная грамота
Слайд 16 Слушай, анализируй, размышляй
Каково содержание этой МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРТИНКИ?
Какие звуки слышны
в аккомпанементе?
Чей образ нарисован в музыке?
Слайд 17 Выучи песню
Кукушка (муз. А.С. Аренского, сл. Плещеева)
Там вдали за
рекой
Раздаётся порой:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
Это птичка кричит
У зеленых ракит:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
Потеряла
детей,
Грустно бедненькой ей:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
Деток ищет, зовёт
И тоскливо поёт:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
Слайд 18 Подумай, ответь
Что ты извлёк для себя из урока?
Что больше
всего понравилось?
Что оказалось самым трудным?
Расскажи на музыкальных примерах, можно ли
«увидеть» музыку?
Какими средствами музыкальной выразительности (музыкальными красками) ты охарактеризуешь образы и содержание музыки, расскажешь о том, что «увидел», слушая музыку?
Домашнее задание:
Вырази красками в рисунке понравившийся из прослушанных на уроке музыкальный образ.
Слайд 19Вывод
Содержание музыки – это всё то, что мы чувствуем, о
чём думаем, что воображаем, когда слушаем и видим музыку.
Возникшие
образы нам подскажут, о чём - добре или зле, красоте или безобразии – идёт в музыке разговор.
Слайд 20Используемые ресурсы
Майкапар Александр. Чайковский и Надежда Филаретовна фон Мекк. Переписка.
Кн. 1. - М.: 2004
http://afisha.altune.ru/fony-dlya-prezentacii-powerpoint-detskie
http://art.1september.ru/
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
http://music-fantasy.ru/uroki-muzyki
http://soundtimes.ru/