Слайд 1Музыка, которую можно объяснить словами
Слайд 2Программная музыка –
инструментальная музыка, имеющая словесную программу, раскрывающую её
содержание.
Программой могут служить:
1)название произведения (Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля»
и т.д.)
2) литературный сюжет (П.И.Чайковский увертюра «Ромео и Джульетта», балет «Щелкунчик» и т.д.)
3) стихи - эпиграф
Слайд 4Цикл концертов «Времена года»
Слайд 5
Концерт «Зима»
Сонет:
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От
стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как
сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Слайд 6Николай Андреевич
Римский-Корсаков
(1844 - 1908)
Великий русский композитор, педагог, дирижёр, общественный
деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки».
Слайд 7(с франц. - «ряд, последовательность, сочетание»)
-Многочастное музыкальное произведение для симфонического
оркестра, состоящее из
нескольких самостоятельных, контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.
Симфоническая
сюита
Слайд 8Симфоническая сюита
«Шехеразада»
Симфоническая сюита «Шехеразада», одно из лучших симфонических произведений
русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, написанное в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шехеразаду»
под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи».
Состоит из 4 частей:
1. Море и корабль Синдбада.
2. Рассказ царевича Календера.
3. Царевич и царевна.
4. Праздник в Багдаде.
Слайд 9 Сказки Тысячи и Одной Ночи (перс. هزار و
يك شب Hazār-o Yak shab, араб.الف ليلة وليلة alf laila
wa-laila) — памятник средневековой арабской литературы, собрание рассказов, объединённое историей о царе Шахрияре и его жене по имени Шахразада (Шахерезада, Шехерезада).
Слайд 10Старейшая из арабских рукописей "Тысячи и одной ночи"
"Тысяча и
одна ночь" создавалась на протяжении многих веков и является плодом
труда различных авторов, переводчиков и ученых всего Ближнего Востока и Северной Африки.
Старейшая из найденных рукописей "Тысячи и одной ночи" датируется XIV веком, но сказки, вошедшие в неё, собраны приблизительно в IX веке.
Слайд 11Царица Шехерезада рассказывает сказки царю Шахрияру
Шахрияр каждый день берет
новую жену и казнит её на рассвете следующего дня. Однако
этот страшный порядок нарушается, когда он женится на Шахразаде — мудрой дочери своего визиря. Каждую ночь она рассказывает увлекательную историю и прерывает рассказ «на самом интересном месте» — и царь не в силах отказаться услышать окончание истории.
Тысячу ночей, почти три года, рассказывала Шахразада царю Шахрияру свои чудесные сказки. А когда наступила тысяча первая ночь и она окончила последний рассказ, царь сказал ей:
— О Шахразада, я привык к тебе и не казню тебя, хотя бы ты не знала больше ни одной сказки. Не надо мне новых жен, ни одна девушка на свете не сравнится с тобой.
Так рассказывает арабская легенда о том, откуда взялись чудесные сказки «Тысячи и одной ночи».
Слайд 14Море и корабль Синдбада
Первая часть Largo maestoso. Allegro non troppo
(«Море и Синдбадов корабль») открывается медленным вступлением , в котором
за суровой унисонной темой в басах, несомненно рисующей грозный облик султана Шахриара, после ряда связующих аккордов следует узорчатая, нежная и изящная тема Шехеразады, порученная скрипке соло.