Слайд 1«Руки, которые стоят
миллионы…»
Научно-исследовательская работа
Автор: ученица 7 «Б» класса Мухина Юлия.
Руководитель:
Бажина Ольга Витальевна,
учитель музыки, МБОУ СОШ №7
Г. Конаково
Слайд 2Проблема
Низкий уровень информированности о жизни и труде русского
деятеля, музыканта и композитора С.В. Рахманинова.
Цель
Расширить свои знания
о жизни и деятельности С.В. Рахманинова.
Задача
Изучить биографию С.В. Рахманинова в определенный период его жизни (а именно во время его жизни в России).
Слайд 3Предисловие.
Я на 85 процентов музыкант и лишь на 15 процентов
- человек.
С.В.Рахманинов
Слайд 4 Знаменитый русский композитор, дирижёр
и талантливый пианист
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1
апреля) 1873 года вблизи Новгорода, в родительском имении с красивым названием Онег.
Слайд 5Богатая родословная композитора.
Отец его – Василий Аркадьевич – принадлежит к
старинному дворянскому роду, корни которого уходят вглубь, вплоть до XIV
века.
Мать – Любовь Петровна – была единственной дочерью генерала Петра Ивановича Бутакова и Софьи Александровны Бутаковой (Литвиновой).
Слайд 6 Всё детство самым
близким человеком для Серёжи Рахманинова была бабушка – Софья Александровна.
Сдержанность в проявлении чувств, при большой сердечности и внимании к людям, любовь к размеренному, раз установленному укладу жизни, верность долгу – всё это станет весьма характерным для Сергея Васильевича, всё это унаследует он от своей любимой бабушки.
Слайд 7Истоки таланта.
Рахманиновы славились своею музыкальностью: отец и
дед композитора великолепно играли на фортепиано, мать была ученицей А.
Рубинштейна.
«Глубоки впечатления детства... Колокольный звон, суровые и нежные краски Волхова, дыхание истории... Потом всё это оживет в мелодиях композитора, в мужественных ритмах, как бы возникших из русского эпоса.»
Документальный фильм о С.В. Рахманинове.
Слайд 8Руки, которые стоят миллионы…
Сталь - в его руках,
золото – в его сердце.
И. Гофман
Слайд 9Талант с детства.
«…Он ещё совсем маленьким очень любил
притаиться где-нибудь в уголочке и слушать игру», - так пишет
двоюродная сестра композитора С.А. Сатина в воспоминаниях.
С 1878 года мама - Любовь Петровна стала систематически заниматься с ним на фортепиано. Живому, шаловливому мальчишке были скучны однообразные гаммы и упражнения, зато с большим интересом он подбирал по слуху всё, что слышал в исполнении взрослых, и однажды даже проаккомпанировал гувернантке своих сестер песню Шуберта «Жалоба девушки», не взяв при этом ни одной фальшивой ноты.
Слайд 10 Девятилетнего Серёжу, у которого музыкальный талант проявлялся уже ярко,
отдали в консерваторию.
Нелады в семье, отсутствие правильного надзора за
мальчиком и его ранняя самостоятельность плохо влияли на учение. Мальчик предпочитал пропускать классы, катаясь на коньках или просто шатаясь по городу.
Слайд 11 В 1885 году состоялась встреча юного музыканта с Александром
Ильичом Зилоти - выдающимся русско-американским пианистом, дирижёром и музыкально-общественным деятелем.
Эта встреча сильно повлияла на жизнь будущего композитора.
Как потом рассказывал сам Зилоти, к нему в Петербурге обратилась мать Рахманинова с просьбой послушать игру на фортепиано её сына. Прежде чем исполнить её просьбу Александр Ильич спросил мнение директора консерватории относительно Рахманинова.
Слайд 12 В год перехода Рахманинова на старшее отделение на
экзамене в качестве почетного члена экзаменационной комиссии присутствовал П.И. Чайковский.
По предложению комиссии Рахманинов сыграл несколько вещей в форме трехчастной песни. Песни эти так понравились, что к выставленному экзаменаторами высшему баллу «5 с плюсом» Чайковский добавил ещё три крестика, окружив, таким образом, пятерку со всех сторон плюсами.
Перейдя на старшее отделение, Рахманинов пошёл по двум специальностям: фортепиано и специальная теория.
Слайд 13«Я думаю, что успех зависел не столько от достоинств оперы,
сколько от отношения к ней Чайковского, которому она очень нравилась,
— вспоминал Рахманинов. — Во время одной из репетиций Чайковский сказал мне: „Я только что закончил двухактную оперу „Иоланта“, которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться с Вашей оперой?“ Он так и сказал: „Вы не будете возражать?“ Ему было пятьдесят три года, он был знаменитый композитор, а я – новичок - двадцати лет!».
Слайд 14Расцвет карьеры.
Неожиданная пауза наступила в 1897 году, после
неудачного исполнения Первой симфонии Рахманинова. Провал симфонии стал глубокой психической
травмой для Рахманинова; по собственному, более позднему признанию, он «был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова и руки». Три последующих года были годами почти полного творческого молчания, но одновременно и сосредоточенных размышлений, критической переоценки всего ранее сделанного. Результатом этой напряженной внутренней работы композитора над самим собой явился необычайно интенсивный и яркий творческий подъем в начале нового столетия
В 1899 году он совершил гастроли во Францию, которые сопровождались оглушительным успехом. В 1909 году выступал со своими произведениями в Соединенных Штатах Америки, где произошел интересный случай...
Слайд 15 Рахманинов всегда старался избегать фотографов. В своих бесконечных переездах
из города в город они с Наталией Александровной даже ели
в номере гостиницы, чтобы не стать в очередной раз мишенью журналистов. Но прибыв однажды в Миннеаполис рано утром, Сергей Васильевич и Наталия Александровна решили, что фотографы ещё спят, и вошли в кафе. Через несколько минут неизвестно откуда появившийся репортёр уже наводил на Рахманинова фотоаппарат. Рассердившись, Сергей Васильевич закрыл лицо руками. В тот же день в газете появился снимок с подписью: «Руки, которые стоят миллионы». Рахманинов смеялся и не мог не признать, что фотограф умно вышел из положения.
Слайд 16Его выступления были блестящими, виртуозным было его исполнение, отличавшееся внутренней
гармонией и законченностью. При этом творчество Рахманинова было необычайно певуче
и мелодично. Современники признавали Рахманинова величайшим пианистом ХХ века.
Слайд 17Душевные пристрастия.
«В мыслях русских людей о земле есть какое-то стремление
к покою, к любованию природой, среди которой он живет, и
отчасти стремление к замкнутости, к одиночеству. Мне кажется, в каждом русском человеке есть что-то от отшельника. Начал я говорить об этой тяге к земле, потому что и у меня она имеется», - признавался Рахманинов.
«Хороший дирижер должен быть хорошим шофером. Обоим нужны одни и те же качества: сосредоточенность, непрерывное напряженное внимание, присутствие духа. Дирижеру остается лишь немного знать музыку... »
Слайд 19Я на 85 процентов музыкант и лишь на 15 процентов
- человек.
С.В.Рахманинов
Слайд 20Звучит концерт для фортепиано с оркестром №2
Слайд 22Источники информации.
В своей научно-исследовательской работе я
использовала следующие источники информации:
Интернет сайты о биографии С.В. Рахманинова (http://senar.ru/
; http://azbukivedi-istoria.ru/ ; http://www.neoelectronics.ru/history/4.htm).
Литературные произведения о жизни С. В. Рахманинова:
О. И. Соколова « Сергей Васильевич Рахманинов», издательство «Музыка», Москва, 1984;
С. А. Мусский «Самые знаменитые композиторы России», издательство «Вече», Москва, 2003.