Слайд 2История создания
Скрипка (итал. violino) - смычковый струнный музыкальный инструмент высокого
регистра.
Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке,
получила широкое распространение в XVII веке.
Имеет четыре струны. настроенные по квинтам: g, d1,a1,e2 («соль» малой октавы, «ре», «ля» первой октавы, «ми» второй октавы), диапазон от g («соль» малой октавы) до a4 («ля» четвертой октавы) и выше.
Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.
Бывают также и пятиструнные скрипки, с добавлением нижней альтовой струны c («до» малой октавы).
Скрипка часто солирует певучие и виртуозные мелодии.
Слайд 3 Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и
началу XVII века относятся известные изготовители скрипок семейство Амати. Их
инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.
Слайд 4Скрипка Гварнери
Скрипка Страдивари
Скрипка Амати
Слайд 6Предшественниками скрипки были арабский ребаб, казахский кобыз, испанская фидель, британская кротта, слияние
которых и образовало виолу. Отсюда итальянское название скрипки violino, а также славянский
четырёхструнный инструмент квинтового строя жига (отсюда немецкое название скрипки — geige).
Слайд 7Скрипка является сольным инструментом с XVII века. Первыми произведениями для
скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Бьяджо Марини
(1620) и «Capriccio stravagante» его современника Карло Фарины.
Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли затем следуют Торелли и Тартини, а также Локателли (ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры), его ученица Магдалена Лаура Сирмен (Ломбардини)), Никола Маттейс, создавший скрипичную школу в Великобритании, Джованни Антонио Пьяни.
Слайд 9Строение скрипки
Корпус
Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму. В отличие от
классической формы корпуса форма из трапециевидного параллелограмма является математически оптимальной
с округлыми выемками по бокам, образующими «талию».
Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса — деки Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса — деки — соединены друг с другом полосками дерева — обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутри корпуса ставится душка, сообщающая вибрации от подставки — через верхнюю деку — нижней деке. Без неё тембр скрипки теряет живость и полноту.
Нижняя дека (музыкальный термин) делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева), или из двух симметричных половинок.
Слайд 10Верхняя дека делается из резонансной ели. Имеет два резонаторных отверстия — эфы. На
середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются
Обечайки объединяют нижнюю и
верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.
Уголки на обечайках служат для позиционирования смычка при игре. Когда смычок направлен на один из уголков, звук извлекается на соответствующей струне. Если смычок находится между двумя уголками, звук извлекается на двух струнах одновременно. Встречаются исполнители умеющие извлекать звук сразу на трёх струнах, но для этого приходится отступать от правила позиционирования смычка по уголкам и изменять конфигурацию подставки.
Слайд 11 Душка — круглая распорка из еловой древесины, механически объединяющая деки
и передающая усилие натяжения струн и высокочастотные колебания на нижнюю
деку.
Подгрифок, или струнодержатель, служит для крепления струн.
Пуговка — шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления подгрифка. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.
Подставка является опорой для струн со стороны корпуса и передает колебания от них на деки, на верхнюю - непосредственно, на нижнюю - через душку
Гриф скрипки — длинная дощечка из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра), изогнутая в сечении так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние струны. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.
Слайд 12Шейка — полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры,
конструктивно объединяет корпус скрипки, гриф и головку. Гриф с порожком
крепится к шейке сверху.
Колковая коробка — часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн
Слайд 14
Презентацию подготовила
Студентка 1 курса отделения ОНИ
Кудрявцева Ангелина
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ