Слайд 1Ладова Алевтина Александровна
МОБУ «Физико-математический лицей» г.Оренбурга
КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ
МУЗЫКА
7 КЛАСС
Слайд 2
Соната «В духе фантазии» сначала была просто Соната N 14
до-диез минор, которая состояла из трех частей – Адажио, Аллегро
и Финала. В 1832 году немецкий поэт Людвиг Рельштаб, один из друзей Бетховена, увидел в первой части произведения образ люцернского озера тихой ночью, с отражающимся от поверхности переливами лунным светом. Он и предложил название «Лунная». Пройдут годы, и первая размеренная часть произведения: «Адажио сонаты N 14 quasi una fantasia», – станет известна всему миру под названием «Лунная соната».
Слайд 3 Недосягаемо-крылата,
Сквозь тени зыбких облаков
Взлетает Лунная Соната
Над перекрестьями
веков.. .
Слайд 4Она навеки юная,
Соната эта лунная!
Слайд 5В самом конце XVIII века Людвиг ван Бетховен находился в
расцвете сил, был невероятно популярен, вел активную светскую жизнь, его
с полным правом можно было назвать кумиром молодежи того времени. Но одно обстоятельство стало омрачать жизнь композитора – постепенно угасающий слух.
Слайд 6«Я влачу горькое существование,— писал Бетховен своему другу.— Я глух.
При моем ремесле ничего не может быть ужаснее… О, если
бы я избавился от этой болезни, я обнял бы весь мир».
Слайд 7В 1800 году Бетховен познакомился с аристократами Гвиччарди, приехавшими из
Италии в Вену.
Слайд 8Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, обладала хорошими музыкальными способностями и
пожелала брать уроки игры на фортепиано у кумира венской аристократии.
Слайд 9
Бетховен был строгим учителем. Когда игра Джульетты ему не
нравилась, раздосадованный, он швырял ноты на пол, демонстративно отворачивался от
девушки, а та молча собирала тетради с пола.
Слайд 10Джульетта была хороша собой, юна, общительна и кокетлива со своим
30-летним учителем. И Бетховен поддался ее очарованию. Он помышлял о
браке несмотря на то, что девушка принадлежала к аристократическому роду.
Слайд 11Лето 1801 года он провел в Венгрии в имении родственников
матери Джульетты. Лето, проведенное с любимой, было счастливейшим временем для
Бетховена. На пике чувств композитор приступил к созданию новой сонаты. Беседка, в которой по преданию Бетховен сочинял волшебную музыку, сохранилась и по сей день.
Слайд 12
Соната начата в состоянии великой любви, восторга и надежды. Зимой
1801 – 1802 годов Бетховен завершает сочинение нового произведения. И
в марте 1802 года соната N 14, которую композитор назвал quasi una Fantasia, то есть «в духе фантазии», была опубликована в Бонне с посвящением «Посвящается графине Джульетте Гвиччарди» .
Слайд 13
Дописывал композитор свой шедевр в гневе, ярости и сильнейшей обиде:
Джульетта
выказывала явное предпочтение восемнадцатилетнему графу Роберту фон Галленбергу, который
тоже увлекался музыкой и сочинял весьма посредственные музыкальные опусы.
Слайд 14
Всю бурю человеческих эмоций, которая была в душе
Бетховена в то время, композитор передает в своей сонате. Это
скорбь, сомнения, ревность, обреченность, страсть, надежда, тоска, нежность и, конечно, любовь.
Слайд 16Бетховен и Джульетта расстались. В 1803 году Джульетта Гвиччарди вышла
замуж за Галленберга и уехала в Италию. В душевном смятении
в октябре 1802 года Бетховен покинул Вену и уехал в Гейлигенштадт, где написал 6 октября 1802 года знаменитое «Гейлигенштадтское завещание».
Слайд 17
«О вы, люди, думающие, будто бы
я злобен, упрям, невоспитан, — как вы ко мне несправедливы;
вам неведома тайная причина того, что вам кажется. Сердцем своим и разумом я с детства предрасположен к нежному чувству доброты, я всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только, что вот уже шесть лет я нахожусь в злосчастном состоянии… Я совершенно глух…»
Слайд 18 Страх, крушение надежд порождают в композиторе мысли о самоубийстве. Но
Бетховен собрался с силами, решил начать новую жизнь и в
почти абсолютной глухоте создал великие шедевры.
Слайд 19
Как бы там ни было, именно Джульетта вдохновила Бетховена на
написание бессмертного шедевра.
«Памятник любви, который он хотел создать этою
сонатою, очень естественно обратился в мавзолей…» (Александр Серов, композитор и музыкальный критик).
Слайд 20Осенью 1826 года Бетховен заболел. Изнурительное лечение, три сложнейшие операции
не смогли поставить композитора на ноги. Всю зиму он, не
вставая с постели, абсолютно глухой, мучился оттого, что… не мог продолжать работать. 26 марта 1827 года великий гений музыки Людвиг ван Бетховен скончался.
Похороны Бетховена
Слайд 21После его смерти в потайном ящике гардероба нашли письмо «К
бессмертной возлюбленной» (так Бетховен озаглавил письмо сам): «Мой ангел, мое
все, мое я… Отчего глубокая печаль там, где господствует необходимость? Разве наша любовь может устоять только ценою жертв путем отказа от полноты, разве ты не можешь переменить положение, при котором ты не всецело моя и я не всецело твой? Что за жизнь! Без тебя! Так близко! Так далеко! Какая тоска и слезы по тебе — тебе — тебе, моя жизнь, мое все…»
Слайд 22
Многие потом будут спорить о том, кому именно адресовано послание.
Но маленький факт указывает именно на Джульетту Гвиччарди: рядом с
письмом хранился крохотный портрет возлюбленной Бетховена, выполненный неизвестным мастером и «Гейлигенштадтское завещание».
Слайд 23Она навеки юная,
Соната эта лунная!