Слайд 1 В. Кикта
«Фрески Софии Киевской»
Урок музыки в 6 классе
Учитель- Денисова
И.А.
МАОУ СОШ№45
Г. Калининград
Слайд 3Святая София Киевская - уникальный памятник культуры, который имеет несколько
названий. Его называют собором Святой Софии, Софийским музеем или Национальным
заповедником. Но как бы ни звучало его название, это место остается уникальным памятником архитектуры Древней Руси и Византии. Музей знаменит своими фресками и мозаиками. Фрески Софии Киевской украшают 3000 кв.м. На 260 квадратных метрах собрана впечатляющая мозаика. София Киевская для Древнерусского государства была не только церковным зданием, но и сооружением общественного назначения.
Слайд 4Собор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом
Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры,
но и живописное убранство XI века.
Слайд 5
В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи — мозаики и
фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера — центральный купол и
алтарь. Все остальное пространство, вторые этажи ("полати", или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками.
Мозаики и Фрески Софии Киевской
Слайд 6"Христос-Вседержитель"
В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,— огромное поясное
изображение Христа-Вседержителя.
«Оранта»
Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся
богоматери — Оранты(премудрость божия), размещенная в своде алтаря.
Слайд 7
Мозаики и Фрески Софии Киевской
До наших дней сохранилось 260
квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч
квадратных метров фресковой росписи.
В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.
Слайд 8Валерий Григорьевич Кикта
Современный композитор, родился в Украине в 1941 г,
а музыкальное образование получил в Москве. В своих крупных сочинениях
композитор обращается к интонациям и образам христианской славянской культуры. Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая их собственной интонацией
Слайд 9Концертная симфония для арфы
с оркестром "Фрески Софии Киевской"
В.Кикты
"Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя,
когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже.
Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве.
"Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.
Слайд 10"Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная
симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность и симфоничность замысла.
Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):
1 Орнамент 1
2 Зверь нападает на всадника
3 Орнамент 2
4 Групповой портрет дочерей Ярослава
Мудрого
5 Михайловский придел
6 Борьба ряженых
7 Музыкант
8 Скоморохи
9 Орнамент 3
Слайд 11№1,№3,№9 «Орнамент»
Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается
единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит
во «Фресках» несколько раз. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси.
«Орнамент» – это и красота, и неповторимость, и изменяемость….
Слайд 12№4 «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»
В этом фрагменте два пласта
звучания. Первый – нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создает
трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй – повторяющиеся пятизвучные нисходящие интонации арфы, которые звучат неопределенно, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утонченных девушек – дочерей князя, изображенных неизвестными мастерами-живописцами на фресках собора, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.
Слайд 13№6 «Борьба ряженых»
В «Борьбе ряженых» жесткие короткие ритмы ксилофона в
разных регистрах перемежаются с напряженным журчанием арфы. Быстрый темп музыки,
ее безостановочное движение усиливает яркий, радостно-тревожный характер части.
Слайд 14№7 «Музыкант»
Одна из самых драматических частей симфонии. Музыка рисует образ
одинокого музыканта-скрипача. Композитор использует тембр солирующего альта, который подражает звучанию
древнего струнного инструмента – гудка, предка современной скрипки. Фон для главной темы этой части составляют монотонный долгий звук и отзвуки арфы.
Слайд 15№8 «Скоморохи»
В «Скоморохах» композитор рисует «беспечное племя веселых бродяг». Эта
часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях с шутовством, насмешкой,
безостановочным движением, бряцанием струнных инструментов, перезвоном бубенцов, подражанием балалаечным и свирельным наигрышам.
Слайд 16По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает
образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение
глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио.
Слайд 17 Памятники зодчества и архитектуры вызывают у композитора чувство необыкновенного подъема,
идущее из глубины души. И это чувство композитор воплощает в
музыке.
Автор проводит идею
вечности живого
прошлого через
сближение
искусств - музыки
и древней
живописи.
Слайд 18Интернет ресурсы:
http://fb.ru/article/229337/
http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/
http://keepslide.com/
https://ru.wikipedia.org/wiki/