Слайд 1Муниципальное бюджетное Общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа»
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ)
К УРОКАМ МУЗЫКИ в 7 классе ПО ТЕМАМ:
«Восточная тема Римского-Корсакова. Шехерезада»
«Восточная сказка. «Шехерезада»
учитель музыки 1 категории
Трушина Светлана Юрьевна
Слайд 2Н.А.Римский -Корсаков
Симфоническая
сюита
«ШЕХЕРЕЗАДА»
1844-1908
Слайд 4БАЛЕТ «ШЕХЕРЕЗАДА»
1 часть. «Море и Синдбадов корабль»
2 часть «Рассказ царевича
Календера»
3 часть. «Царевич и царевна»
4 часть. «Праздник в
Багдаде»
Слайд 7
Композитор сотворил неповторимые музыкальные образы, среди них и танцевальные, и
песенно-лирические, и воинственные. Все четыре части сюиты включают музыкальный образ
Шехерезады, рассказчицы сказок. Она спасла свою жизнь тем, что сумела занять султана Шахриара сказками, рассказывая их в продолжение 1001 ночи так, что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудесных сказок рассказала ему Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Слайд 8
Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе
инструментальные произведения. Симфоническая сюита "Шехерезада" была написана Н.А.Римским-Корсаковым всего за
два месяца в 1888 году. Это программное произведение, написано по мотивам арабских сказок "Тысяча и одна ночь". Состоит сюита из четырех частей, в них можно услышать и увидеть чудеса, о которых рассказала мудрая и прекрасная Шехерезада грозному султану Шахриару. Части сюиты объединены не только одним замыслом, но и общими музыкальными темами. С помощью симфонического оркестра Н.А.Римский-Корсаков не иллюстрировал сказку, а воссоздавал ее.
Слайд 9
Первоначально композитором этой части было дано название "Море. Синдбадов корабль".
Сюита открывается воинственной фразой тромбонов, тубы, контрабасов. Тема звучит грозно,
величаво, рисуя образ восточного повелителя. На смену этой теме на фоне мягких аккордов арфы солирующая скрипка поет пленительную мелодию. Она вьется тонким, извилистым восточным узором. Мягкая, задумчивая, обаятельная мелодия умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтичная восточная мелодия в русской музыке, сочиненная композитором Н.А.Римским - Корсаковым. Тема мудрой рассказчицы Шехерезады всегда звучит у скрипки соло.
Слайд 10
Композитор придал ей своеобразный ладовый колорит. Мелодия главной партии основана
на теме Шахриара, но она становится темой героя сказки -
отважного путешественника Синдбада. У этой темы сохранен суровый характер. Главной теме контрастирует тема Синдбадова корабля, она светлая. Симфоническое развитие 1 части динамично, темы в ней изложены неустойчиво, текуче, что способствует созданию впечатления непрерывного движения, характерного для морской стихии.
(Учащиеся слушают фрагмент1 части сюиты).
После прослушивания проходит обсуждение, обмен впечатлениями о прослушанной музыке
Слайд 13
2 часть. Первоначально она носила название "Рассказ царевича Календера". Вновь
звучит голос Шехеразады, начинается новая сказка. На первый план выступает
новый рассказчик - Календер. И поэтому солирующую скрипку сменяет солирующий фагот. Композитор создает музыкальный портрет Календера, а потом изображает его фантастические приключения. Так возникает сказка в сказке. Эта часть сюиты - одна из самых ярких и оригинальных по сказочно-восточному колориту и эпическому складу.
Слайд 14
Основная тема 2 части построена на интонациях восточных народных песен,
звучит она повествовательно, спокойно. Затем следуют яркие симфонические вариации. Тема
звучит, меняя гармоническое сопровождение и облик, переходя от одного инструмента к другому. В середине части слышатся тревожные фанфарные призывы тромбонов. С наступлением репризы повествовательная тема Календера звучит тревожно, в конце появляется суровая тема Шахриара.
Слайд 15
(Учащиеся слушают фрагмент 2 части сюиты. )
После прослушивания проходит обсуждение,
обмен впечатлениями о прослушанной музыке
Слайд 16
3 часть. Первоначально она носила название "Царевич и царевна". Она
наиболее лирическая из всех частей сюиты. Первая тема создает образ
Царевича. Она певучая, широкая, полная глубокого любовного чувства, напоминает восточную народную мелодию. Тема содержит интонации лейтмотива Шехерезады, в последующем проведении тема поручается виолончелям, затем к ним присоединяются гобои, английский рожок, кларнет. Благодаря этому теплота в звучании темы нарастает.
Слайд 17
Вторая тема - это образ Царевны, женственный, грациозный. В развитии
темы ярко выявляется ее ритмическая острота, танцевальность. В середине части
задумчиво звучит голос скрипки - это тема Шехеразады, рассказывающей удивительную сказку. Музыка этой части наполнена восточным колоритом. Он проявляется и в мелодических оборотах, и в орнаментальных наигрышах, которые напоминают звучание восточных народных инструментов.
(Учащиеся слушают фрагмент3 части сюиты. )После прослушивания проходит обсуждение, обмен впечатлениями о прослушанной музыке.
Слайд 19
4 часть. Особенно яркой частью сюиты является финал, в котором
объединяются темы всех предшествующих частей, что придает ему роль итоговой
части. Он выделяется яркостью оркестровой фантазии, огненным темпераментом. Композитор назвал эту часть "Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником". Это последняя сказка Шехерезады, рассказанная жестокому Шахриару на фоне доносящегося шума праздника в восточном городе. Основная тема 4 части звучит в ритме и характере восточного танца. Постепенно музыка становится все более драматичной, звучит могучая тема морской стихии. После кульминации звучит грустная тема Шехерезады и укрощенная, покорная ей тема Шахриара. Шахриар даровал жизнь прекрасной, мудрой восточной красавице и рассказчице сказок Шехерезаде.
Слайд 20
(Учащиеся слушают фрагмент 4 части сюиты. )
- Какие инструменты исполняют
темы Шехерезады и Шахриара, какова роль оркестра в сюите?
- Какими
средствами музыкальной выразительности композитор создал музыкальные портреты Шехеразады и Шахриара?
Слайд 21
- В чем особенности восточных интонаций, их отличия от русских?
-
Какие средства музыкальной выразительности помогли Н.А.Римскому-Корсакову в создании восточного колорита?
Какие
инструменты исполняют темы Шехерезады и Шахриара, какова роль оркестра в сюите?
- Какими средствами музыкальной выразительности композитор создал музыкальные портреты Шехерезады и Шахриара?
Слайд 22 Источники
http://www.proshkolu.ru/club/musicforschool/file2/4978148/
http://go.mail.ru/search_images