Разделы презентаций


Индивидуальные занятия с детьми по автоматизации поставленных звуков и формированию фонетико-фонематических дифференцировок

Содержание

Презентация для воспитателей:Индивидуальные занятия с детьми по автоматизации поставленных звуков и формированию фонетико-фонематических дифференцировок

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МАДОУ « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно- эстетическому направлению развития воспитанников №12 «Счастливый островок»





Индивидуальные занятия

с детьми по автоматизации поставленных звуков и формированию фонетико-фонематических дифференцировок



подготовила
учитель-логопед
Светличная
Нина Дмитриевна
Мариинск
2015
МАДОУ « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития воспитанников №12

Слайд 2Презентация для воспитателей:
Индивидуальные занятия с детьми по автоматизации поставленных звуков

и формированию фонетико-фонематических дифференцировок

Презентация для воспитателей:Индивидуальные занятия с детьми по автоматизации поставленных звуков и формированию фонетико-фонематических дифференцировок

Слайд 3Цель автоматизации – сломать старый стереотип неправильного произношения звука и

выработать новый (правильный) навык звукопроизношения во фразовой речи.
В настоящее время

количество детей с речевыми расстройствами сильно увеличилось, усложнилась и структура речевого дефекта, поэтому дети-логопаты трудно поддаются коррекции.
Для успешной коррекционной работы необходима взаимосвязь в работе логопеда, воспитателей и родителей. (схема)
Цель автоматизации – сломать старый стереотип неправильного произношения звука и выработать новый (правильный) навык звукопроизношения во фразовой

Слайд 4Алгоритм работы над звуком
Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно.
Воспитатель проводит работу по

формированию звукопроизношения,
логопед – по исправлению звукопроизношения.

1.Подготовительный этап: (В.-

уточняет движения органов артикуляции,
Л. – тренирует и вырабатывает артикуляционный уклад)
артикуляционная гимнастика,
пальчиковая гимнастика,
дыхательная гимнастика,
подбор дидактических игр на развитие фонематического слуха
( на базе сохранных звуков).

2.Постановка звука. (В.- вызывает звук по подражанию, фиксируя внимание ребёнка на звучании и артикуляции звука. Л. – осуществляет постановку звука с помощью специальных приёмов)
2.1. По подражанию, используя зрительное и слуховое восприятие, (показ и объяснение)
2.2 От сохранных и опорных звуков, подключая зрительный и слуховой контроль.
Подбор дидактических игр на развитие фонематического слуха
( на базе опорных звуков ).

3. Автоматизация звука. (В. – уточняет правильное произношение звука на любом речевом материале, по усмотрению. Л. – последовательно вводит звук в речь: в слог, слово, предложение, потешки, стихи, рассказы).
в слогах, (в прямых, обратных, в интервокальной позиции, со стечением согласных)
словах, ( начале, в середине, в конце слова)
в предложениях, ( простых – двусоставных, трёхсоставных, сложных)
в связной речи.
Упражнения в звуковом анализе.
Подбор дидактических игр на развитие фонематического слуха
( на базе изучаемого звука).

4. Дифференциация звуков. (В.- уточняет умение детей различать звуки, акустически близкие по звучанию на любом речевом материале. Л. – проводит последовательную работу по дифференциации звуков)
изолированных,
в слогах,
в словах,
в предложениях,
в связной речи (в стихах, потешках, загадках, рассказах и т. д.)
Подбор дидактических игр на сравнение, исключение,
на развитие фонематического слуха ( на базе смешиваемых звуков ).

5.Введение звука в разговорную речь. (У воспитателя и логопеда общие приёмы работы)
Диалог, монолог. (Драматизации, сказки, пересказы, все виды театров и т. д.)
Алгоритм работы над звукомКоррекция звукопроизношения проводится поэтапно.Воспитатель проводит работу по формированию звукопроизношения, логопед – по исправлению звукопроизношения.

Слайд 5Коррекционная работа по автоматизация звуков
Воспитатель
Создаёт предметно-развивающую среду для работы над

всеми компонентами речи – речевой уголок в группе;
Осуществляет контроль за

речью детей на занятиях и во время режимных моментов;
Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики;
Оказывает помощь логопеду по автоматизации поставленных звуков;
Способствует совершенствованию грамматического строя речи;
Развивает фонематическое восприятие;
Работает над слоговой структурой речи;
Проводит работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса;
Координирует работу логопеда и родителей.
Логопед
Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи;
Даёт рекомендации, игры и упражнения по каждому разделу;
Знакомит воспитателя с требованиями к оформлению речевого уголка в группе;
Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей.
Коррекционная работа по автоматизация звуковВоспитательСоздаёт предметно-развивающую среду для работы над всеми компонентами речи – речевой уголок в

Слайд 6Игровые приёмы на этапе автоматизации и дифференциации звуков
в слогах
«Волшебная

палочка» - повторить слог столько раз, сколько ударов она сделает

«Игра на пианино» - имитировать и повторять слоги
«Прошагать слоги»
«Цветочек» - слоги проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются)
«Ступеньки» - шагать пальчиками по нарисованным ступенькам и проговаривать слоги
«Проведи слог по звуковой дорожке» - по ровной дорожке произносить слоги ровно спокойным, негромким голосом; по кочкам - то длинно, то коротко; если дорожка ведёт в гору, то сначала тихо, потом всё громче и громче.
«Закончи слово» (игра с мячом) – дети договаривают последний слог.
«Звуковые человечки» ( гласные звуки пришли в гости к согласному и подружились) – получившиеся слоги могут пройти по звуковой дорожке.
Произнести слоговые таблички с помощью массажного шарика Су-Джок, двигая шарик по ладоням, или массируя пружинками пальчики.
Произнести прямые слоги, откладывая пальчиком косточки на счётах на каждый слог; и обратные, задвигая косточки обратно.
Произнести прямые слоги, нанизывая кольца на пирамидку и обратные слоги, разбирая её.
Игры с цветными прищепками: «Цвет – звук»
Игровые приёмы на этапе автоматизации и дифференциации звуков в слогах«Волшебная палочка» - повторить слог столько раз, сколько

Слайд 7В словах
«Добавь слово» - рифмованные двустишия
«Рыбалка» - назвать картинки, которые

принесла рыбка, разделить на слоги, определить позицию звука в слове.
«Веер»

- на каждом пёрышке картинки с заданным звуком, запомнить и повторить слова.
«Собери цветочек» из лепестков с картинками, в которых есть заданный звук, определи позицию звука в слове.
«Солнышко» - подбери лучики, в которых есть картинки с заданным звуком.
«Собери грибы в корзинки» со звуком «С» - в одну корзинку, со звуком «З» - в другую.
«Украсим ёлочку» игрушками с заданным звуком.
«Наши имена» - назвать имена со слогом «ша»
«Скажи наоборот» - слова-антонимы с заданным звуком.
«Поймай слово» - хлопни в ладоши, когда услышишь слово с заданным звуком, откладывая фишки; запомни все слова и повтори их.
«Ты – дирижёр» - назови слово на картинке и продирижируй его по слогам.
«Найди свой домик» - разложи картинки со звуком «С» - в один домик, со звуком «Ш» - в другой.
«Речевое лото»
«Речевое домино»
«Четвёртый лишний»

В словах«Добавь слово» - рифмованные двустишия«Рыбалка» - назвать картинки, которые принесла рыбка, разделить на слоги, определить позицию

Слайд 8В предложениях Слова в предложениях подбираются с изучаемым звуком
«Живое предложение»

- дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют

предложение. В конце предложения ставят знак с помощью жестового показа. Точка – сжатый кулак. Восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука. Вопросительный знак – на кулачок ставится прямая рука с загнутой вниз кистью.
«Помоги Незнайке исправить деформированное предложение» - в его предложениях слова не дружат, детям нужно подружить слова и расставить по порядку.
«Закончи предложение»,подобрав нужное слово.
«Собери разрезанную картинку и составь предложение»
«Составь предложение по предложенной схеме» и, наоборот, «Составь схему предложения по картинке»
«Составь предложение по опорным словам»
«Составь предложение по демонстрированному действию»
«Придумать предложение с заданным словом»
В предложениях  Слова в предложениях подбираются с изучаемым звуком«Живое предложение» - дети сами становятся «словами» и,

Слайд 9В связной и самостоятельной речи
Виды рассказывания:
(в порядке возрастающей сложности)
1) пересказ

рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
(логопед даёт образец рассказа,
план

рассказа – порядок наращиваемых действий)
2) составление рассказа по следам демонстрируемого действия;
(усложнение: отсутствие образца рассказа логопеда)
3) пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
(логопед даёт образец рассказа,
картинки – видимый план рассказа)
4) пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин;
(логопед даёт образец рассказа,
план рассказа – порядок сюжетных картин)
5) составление рассказа по серии сюжетных картин;
(усложнение: отсутствие образца рассказа логопеда)
6) пересказ рассказа с опорой на одну сюжетную картину;
(логопед даёт вопросный план и образец рассказа,
усложнение: отсутствие видимого плана высказывания)
7) составление рассказа по одной сюжетной картине;
(логопед даёт вопросный план,
усложнение: отсутствие образца рассказа логопеда)
8) обучение заучиванию стихотворений;
(по общепринятой методике)
9) обучение пересказыванию художественных текстов;
(подробный, выборочный и краткий пересказы)
10) обучение составлению творческих рассказов.
В связной и самостоятельной речиВиды рассказывания:(в порядке возрастающей сложности)1) пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому   действию;(логопед

Слайд 10Игровые приёмы в обучении рассказыванию
Пересказ рассказа с использованием фигурок на

фланелеграфе или на магнитной доске.
Пересказы-драмматизации.
Стихи-драмматизации.
Диалоги с пальчиковыми куклами.
Пальчиковый театр.
Теневой театр.
Настольный

театр.
Настольно-печатные игры.

Это далеко неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков.
Ценность их использования несомненна.
Игровые приёмы в обучении рассказываниюПересказ рассказа с использованием фигурок на фланелеграфе или на магнитной доске.Пересказы-драмматизации.Стихи-драмматизации.Диалоги с пальчиковыми

Слайд 11Подбор дидактических игр и упражнений для последовательной работы над развитием

фонематического слуха

1.Неречевые фонематические дифференцировки.
«Закрой глаза и сосредоточь внимание на

звуке,
угадай звуки окружающей среды»
Что звенит? (различать звуки детских музыкальных инструментов)
Угадай предмет по звучанию.
Угадай по голосу. Д/и «Кто позвал тебя, узнай?»

2. Акустические дифференцировки. «Звук»
Угадай звук по беззвучной артикуляции (работа с гласными звуками)
Выдели гласный (согласный) звук на уровне акустически далёкого и близкого звукоряда (подними руку или хлопни в ладоши).
Подними зрительный символ того гласного звука, который я выделю голосом.
Сосчитай, сколько звуков ты услышишь (количественный анализ)
Где ты слышишь звук – в начале, в середине или в конце звукоряда (качественный анализ)

3. «Слог». Повтори слоги в заданном порядке.
Удержать в памяти порядок слогов:
а) прямые слоги: са-со-су-сы ;
б) обратные слоги: ас-ыс-ус-ос;
в) слоги со стечением согласных: спа-спо-спу-спы
Выделить ударный слог голосом и хлопком:
са – са – са са – са – са са – са – са
са – са – са, са – са – са, са – са – са
са – са – са са – са – са са – са – са
Сохранить в памяти ударную позицию, слоговую и ритмическую структуру слова:
ла – ла, ла – ла, ла – ла . ла – ла, ла – ла, ла – ла
лапа – лама – лампа шкала – скала – смола
ла – ла – ла , ла – ла – ла , ла – ла – ла
ласточка – лампочка – лапочка
Сколько слогов ты слышишь (количественный анализ)
Назови позицию заданного слога в слоговом ряду (качественный анализ)

Подбор дидактических игр и упражнений для последовательной работы над развитием фонематического слуха 1.Неречевые фонематические дифференцировки.«Закрой глаза и

Слайд 12
4. «Слово»
Игра с использованием цвето-звуковых сигналов:
раздать детям красные и

синие кружочки и дать инструкцию:
«Я буду называть ряд слов, а

вы, если услышите в слове песенку водички – «с» - поднимите синий кружок, если песенку сердитого гуся – «ш» - поднимите красный кружок».
Хлопнуть в ладоши на заданный звук. Д/и «Кто внимательный»
Воспитатель произносит ряд слов, а дети, если услышат песенку комарика – звенят – ззззз, если песенку жука – жужжат – жжжжж.
Разложить в ряд предметные картинки, предложить детям выбрать только те, в которых спрятался заданный звук.
Игра-соревнование: «Кто больше придумает слов на заданный звук»
(с фишками).
Подобрать предметные картинки, в которых заданный звук находится в 3-ёх позициях: в начале, в середине и в конце слова. Предложить детям разложить их в 3 стопки. (качественный анализ)
Назвать ряд слов, в которых повторяется один и тот же звук. Спросить: «Какой звук спрятался в каждом слове?»
На нижний ряд наборного полотна поставить картинки со звуком «с», а на верхний – со звуком «ш».
Д/и «Зоркий глаз». Находить заданный звук в названии предметов по сюжетной картине.
Сколько слов ты услышал? (количественный анализ)
Составь слого-звуковую схему слова и, наоборот, придумай слово по заданной схеме.
Выдели заданный звук из состава слова в дидактических играх:
«Звуковые часы», «Ромашка», «Четвёртый лишний», «Цепочка слов»,
«Кто в домике живёт?», «Найди пару», «Чудесный мешочек».

5. «Предложение»
Повторить после однократного прослушивания простое предложение, затем - сложное.
Повторить скороговорку.
Количественный анализ.
Сколько слов в предложении? Сколько предложений ты услышал?
Качественный анализ.
Синтезировать предложение из отдельных слов.
Назвать позицию заданного слова в предложении.

6. «Текст»
Повторить короткий рассказ (из 3-ёх предложений). Придумать название.
Д/и «Рассказ – не рассказ» (сравнение рассказа с набором предложений не связанных по смыслу).
Сосчитай, сколько рассказов ты услышал.
Синтезировать текст из предложений.
Составить рассказ по опорным словам.
Прочитать детям короткий текст (можно рассказы Л.Н. Толстого) и предложить назвать слова из текста с заданным звуком.

4. «Слово»Игра с использованием цвето-звуковых сигналов: раздать детям красные и синие кружочки и дать инструкцию:«Я буду называть

Слайд 13Список использованной и рекомендуемой литературы
Фомичёва М.В. Воспитание у детей правильного

произношения. М., 1998.

Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем,

звуки получаем. СПб., 1998.

Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Играем – поставленный звук закрепляем //Логопед. 2011. № 4
Шинкарёва Л.Н. Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста. Мозырь, 2003.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
М., 2009.
Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. М., 2000.
Худенко Е.Д., Кириллова Е.В. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико-фонематического восприятия у детей с проблемами в развитии // Развитие и коррекция. М., 1999. Вып. 6.
Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. СПб., 2010.



Список использованной и рекомендуемой литературыФомичёва М.В. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1998.   Цвынтарный В.В.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика