Слайд 1Башкирские музыкальные инструменты
Слайд 2Кубыз –щипковый музыкальный инструмент, один из самых древних. Широко распространен
у многих народов. У русских он называется варган или зубная
губанка, у якутов –хомус,казахов-шанкобыз,туркмен-гопуз, немцев-маультроммель. На сегодняшний день сохранились 2 вида кубыза-деревянный и железный
Слайд 3Мастер, прославивший башкирский кубыз всему миру, является музыкант, кураист и
кубызист-Роберт Загретдинов. До XX века кубыз был женским и детским
инструментом. Собираясь на «аулак», женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. Тихое звучание инструмента давало возможность играть, не привлекая внимания посторонних.
Слайд 4Австрийский город Мольн — одно из наиболее известных в этом
плане исторических мест: в начале XIX века изготовление варганов являлось
здесь потомственным бизнесом тридцати пяти семейств, в год выпускалось 2,5 миллиона инструментов! На варгане играли в основном представители высших сословий; в ансамбли входило до десяти варганистов.
Слайд 5Разновидности кубызов.
Забор кубыз (ҡойма ҡумыҙ)
Колёсный кубыз (Тәгәрмәс ҡумыҙ)
Пальцевый кубыз (бармаҡ
ҡумыҙ)
Хлопушка кубыз (шартлатҡыс ҡумыҙ)
долбленный кылкубыз
Слайд 6Гармонь попала в Башкирию вместе в переселенцами из центральных губерний
России во второй половине XIX века.
Около 100 лет
назад русский исследователь С.Г.Рыбаков впервые увидел в башкирском селе гармонь. Широко распространена гармоника в западном, северо-западном, северо-восточном регионах республики, а также у пермских и мензелинских башкир.
Слайд 7кыл-кубыз – является древним родственником скрипки. Только при игре он
не прикладывается к плечу, а ставится на колени вертикально. Кыл-кубыз
сегодня редко встречается в музыкальном быту башкир, его заменила скрипка, которую многие пожилые исполнители держат вертикально, подобно старинному прототипу. Кыл-кубыз имел деревянный долбленый корпус, деку из кожи длиной около 600 мл, гриф и 3 струны (средняя являлась ведущей). Смычок был из конского волоса на древке. Изначально звуки кыл-кубыза сопровождали обряд изгнания духов при лечении больных. На нем исполняли также протяжные напевы и ритуальные мелодии. Рядовым людям не разрешалось дотрагиваться до инструмента.
Слайд 8Еще в конце XIX столетия – известный этнограф-музыкант С.Рыбаков писал,
что башкиры играют на струнном инструменте, который называется домбра(думбыра), указав,
что она заимствована у казахов. Главной отличительной чертой является то,что у казахской две струны, а у башкирской –три.
Слайд 9Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы:
подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и
танцам. Есть единичные случаи использования ударных инструментов, заимствованный у славянских народов, как например, «Думбурзяк» (в некоторых регионах - «Кэбэ») – инструмент, похожий на украинский «Бугай» - бочку с конским хвостом.
Слайд 10Курай - традиционный духовой инструмент. Название он получил от зонтичного
растения (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем, который шел на
его изготовление. …Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть.
Слайд 11Известные кураисты- Юмабай Исянбаев, Карим Дияров, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов
,Рустам Шарипов и др.
Слайд 12При исполнении гимна Башкортостана звучит тембр курая, а символическое изображение
цветка курая входит в эмблему Республики. Это ,пожалуй, единственный случай
в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику
Слайд 13Другие башкирские музыкальные инструменты
деревянная сигнальная труба
Говорящий конь (Һөйлёшеусе ат ҡумыҙ)
Петух
(әтәскә ҡарата )
башкирский рожок
рог барабан
Деревянный колокольчик (ағас ҡыңғырау)
Птица скребок (Ҡош
ҡырғыс)
Слайд 14Будда к башкирской музыке никакого отношения не имеет. Но интересно,
что он играет сразу на двух кубызах: тимер-кубызе и кыл-кубызе