Слайд 1Адаптация первоклассника в свете новых стандартов ФГОС НОО
МКОУ СОШ
№14 г. Тайшета
Слайд 2
Звенит звонок нам десять лет подряд.
Его услышав, люди улыбаются,
И расцветают
лица у ребят:
Пришла пора - уроки начинаются.
Слайд 3АДАПТАЦИЯ
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к
новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным
ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Слайд 4Проблема
Готов ли ребенок к новому этапу своей жизни: к обучению
в школе?
Слайд 5ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ:
Адаптация физиологическая
Адаптация психологическая
Адаптация социальная или личностная
Слайд 6
Можно ли быть уверенным, что
Первокласснику в школе нравится, он идет
туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах.
Первоклассник
не слишком устает.
Первоклассник достаточно самостоятелен
У него появились друзья-одноклассники.
На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
Успешный ученик
НЕТ!
Слайд 7Успехи в учебе зависят
От желания и умения учиться
Умения видеть связь
явлений, закономерности
От желания разобраться, понять, почему, как, отчего…
Слайд 8А также:
Ребенок должен понимать роль ученика
Подчиняться общим школьным требованиям и
требованиям учителя
Слайд 9
Ребенок должен уметь сосредотачиваться на достаточно продолжительное время
Удерживать внимание, не
отвлекаться
Слушать учителя, уметь высидеть целый урок
Находить общий язык с одноклассниками
Слайд 10Степень адаптированности
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев
обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в
школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Слайд 11Степень адаптированности
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период
несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять
новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. «Группа риска
Слайд 12Степень адаптированности
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана
со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое
проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Слайд 13ТРУДНОСТИ
1. Хроническая неуспешность.
В практике нередки случаи, когда трудности
адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной
жизни и школьной успеваемости ребенка.
Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу, мне до сих пор снится моя первая учительница в кошмарных снах".
Слайд 14ТРУДНОСТИ
Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться
С другой стороны, это ожидание
от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование
ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально).
Слайд 15Причины, приводящие к неуспешности:
1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая
мелкая моторика - следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного
внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).
Слайд 16Причины, приводящие к неуспешности:
2. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте
под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще
бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.
Слайд 17Причины, приводящие к неуспешности:
3. Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи
ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются
низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.
Слайд 18ТРУДНОСТИ
2. Уход от деятельности.
Это когда ребенок сидит на уроке
и в то же время как бы отсутствует, не слышит
вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).
Слайд 19ТРУДНОСТИ
3. Негативистская демонстративность.
Характерна для детей с высокой потребностью во
внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на
плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.
Слайд 20ТРУДНОСТИ
4. Вербализм.
Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем
развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте
и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.
Слайд 21ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:
Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки,
конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика: придерживать речевой поток и
стимулировать продуктивную деятельность.
Слайд 22ТРУДНОСТИ
5. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы.
За этим
может стоять все, что угодно.
1) сниженная потребность познавательных мотивов;
2)
мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.
3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности.
Слайд 23
4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже
иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример,
т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви.
Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.
Слайд 24
Как оказать помощь в адаптации к школе?
Они помогут быстрее адаптироваться
ребенку к новым условиям жизнедеятельности
Слайд 25ЧТО ДЕЛАТЬ?
1) Самый важный результат такой помощи - это восстановить
у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и
к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя).
Слайд 26ЧТО ДЕЛАТЬ?
2) ни в коем случае не сравнивать его посредственные
результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями
других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми
Слайд 27ЧТО ДЕЛАТЬ?
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и
хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.
Главная награда
- это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает
Слайд 28Медицинские рекомендации:
Для обучающихся, достигших 6,5 года к началу обучения, занятия
проводятся только в первую смену, не ранее 8 часов утра,
по пятидневной учебной неделе, с соблюдением ступенчатого режима (в первой четверти – три урока по 35 минут; во второй четверти – четыре урока по 35 минут).
Слайд 29
Для создания такого режима рекомендуется первые классы размещать в отдельной
учебной секции. Планировка многих школ не позволяет этого сделать; в
таком случае следует рекомендовать педагогам последние 10 минут урока посвящать спокойным играм, рисованию, просмотру веселых мультфильмов. Со второго полугодия допускается не более четырех уроков по 45 минут. После второго или третьего урока ежедневно следует организовывать динамическое занятие длительностью не менее 40 минут с организацией подвижных игр под наблюдением педагога на воздухе или, в случае неблагоприятных погодных условий, в рекреации.
Слайд 30
Большое значение для облегчения адаптации имеет соблюдение первоклассниками норм двигательной
активности. Для этого для них должны быть организованы в школе:
гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, динамическая пауза – ежедневно, уроки физкультуры – не менее двух раз в неделю, а также внеклассные спортивные занятия. Родителям рекомендуется ежедневно гулять с ребенком после окончания занятий в школе и перед сном.
Слайд 31
Безусловно, для облегчения адаптации первоклассников должен быть организован рациональный режим
дня.
В режиме дня детей следует предусмотреть время спокойного отдыха после
обеда, возможна организация дневного сна для детей, не посещающих группу продленного дня. Продолжительность ночного сна первоклассников должна составлять не менее 9,5 часа, а игры на компьютере и просмотр телепередач не должны превышать 1 час в день.
Слайд 32ВЫВОД:
Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в
жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и
классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих взрослых.