Слайд 2Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры.
Культура и цивилизация.
Внешняя и внутренняя культура.
Массовая культура и
массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения.
Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.
Слайд 3По Цицерону философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания
окружающего мира.
Цицерон (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.)
Слайд 4Понятие культура в истории философии
Средние века: К. - это богоподобие
человека, его служение Богу, терпение и смирение.
Эпоха Возрождения: под культурой
стали подразумеваться высокие гуманистические идеалы. Культурным считался свободный, универсально развитый человек, разумный и деятельный.
Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение в ней разума - светлого, цивилизованного начала.
В эпоху Просвещения появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе (Ж. Ж. Руссо).
Слайд 5Понятие культура в истории философии
Классическая немецкая философия (И. Кант, Г.
Гегель) воспринимала культуру преимущественно как сферу духовной свободы и деятельности
человека.
Классическая марксистская философия XIX в.: понятие культуры стало применяться для характеристики творческих («сущностных») сил человека и совокупных результатов его деятельности.
Слайд 6Социальная философия на рубеже XIX - XX вв.:
Ф. Ницше
остро критиковал культуру и видел в ней всего лишь средство
для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов;
О. Шпенглер: теория «локальных культур», в которой он отрицал прогресс в истории культуры (выделял и характеризовал 8 локальных культур), переход общества к цивилизации (индустриальное общество) означает кризис и гибель культуры.
Слайд 73. Фрейд исходил из идеи наличия вечного и неустранимого противоречия
между человеком и культурой; К. враждебна человеку, поскольку она ограничивает
свободу его действий.
Философия XX в.:
Д. Белл, Р.Арон: К. сводилась к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее.
В докладах Римского клуба (А. Печчеи и др.): необходимость совершенствования самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем.
А. Швейцер: современная К. призвана быть прежде всего «живой этикой», как основание «нового гуманизма».
Слайд 8Русская философия (Л.Н. Толстой, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев и др.):
понятие К. имело высокое духовное и нравственное наполнение. В этом
проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами.
И. Н. Крамской.
Портрет Л. Н. Толстого (1873)
Данилевский
Л.Н. Гумилёв
Слайд 9«Культура» в пер. с лат. - «возделывание», «уход», «обработка», «почитание».
Культура - это философское понятие для характеристики человека как творческого
существа, раскрытия его сущностных сил и способностей.
Культура - это все созданное мудрой мыслью и деятельной рукой человека, сотворенный человеком мир,«вторая природа», существующая наряду с обычной природной средой.
Слайд 10Культура имеет два слоя
Духовная культура: включает совокупные знания и методы
познания, формы мышления (сюда относятся также язык и общественное сознание,
система образования и воспитания человека).
Материальная культура: орудия труда и техника, сами навыки трудовой деятельности, коммуникации и приборы, жилье, продукты питания.
Слайд 11Формы культуры
Политическая культура - единство политического сознания и политической деятельности.
Художественная культура как мир произведений искусства, нашедших свое предметное воплощение
в книгах, картинах, скульптурах и т.д.
Слайд 12Социальные функции культуры:
Познавательная: помогает получать знания о человеке и окружающем
мире;
Практическая: указывает на то, что культура служит целям преобразования природы,
что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков;
Аксиологическая: К. являет собой «вместилище» ценностей, т.е. имеющих социальное значение продуктов духовно-практической деятельности человека - идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов.
Слайд 13Социализирующая: указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала
в человеке - высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения
к культуре (к науке и искусству, традициям и нормам, опыту общества) нет и не может быть воспитанного и умелого человека.
Слайд 14Исторические типы культуры
Первый тип: культура «традиционного» общества (древние Египет, Китай,
Индия; страны «третьего мира»)
господство устойчивых, консервативных традиций и медленное накопление
нововведений;
невысокая степень практического вмешательства человека в природу;
экономика основывается на экстенсивном производстве с низкой эффективностью;
свобода индивида фактически отсутствует, подменена его зависимостью от «целого» в виде общины, коллектива или государства.
Слайд 15Второй тип - культура «техногенного» общества.
Динамичное развитие знаний и
техники;
активная предметная деятельность человека и его вторжение в природу,
психология ее покорения;
активная и целеустремленная деятельность как высшее предназначение человека;
природа воспринимается как кладовая и мастерская, а человек в ней - умелый работник;
Ч. рассматривается как кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второй» природы (искусственной среды обитания), а знания - это его основная сила.