Слайд 1Тема урока:
Типология обществ
г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания
МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.
Обществознание, 10 класс, профиль. Уроки №
27-29
Слайд 2Цели и задачи:
Объяснить понятия и термины: «традиционное общество», «индустриализация»,
«техногенная цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивилизация восточного типа», «внеэкономическое
принуждение», «теократия», «секуляризация», «социальный контракт»;
ознакомиться с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней;
развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
способствовать выработке гражданской позиции .
г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.
Слайд 31. Традиционное общество.
2. Становление индустриального общества.
3. Индустриальное общество
как техногенная цивилизация.
4. Современное общество в зеркале цивилизационного опыта.
5. Восток и Запад в диалоге культур.
г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.
Заседание круглого стола
Слайд 4г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Назовите причины многообразия современного мира
Слайд 5г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Причины многообразия мира
Слайд 6г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Этапы развития общества
Слайд 7Группа 1, работая с п. 1 § 11-12, дает характеристику
традиционному обществу.
Группа 2, работая с п. 2 § 11-12, дает
характеристику индустриальному обществу.
Группа 3, работая с п. 3, 4 § 11-12, дает характеристику техногенной цивилизации.
Группа 4, работая с п. 5 § 11-12 и дополнительным материалом, дает характеристику современной цивилизации.
План ответа
1. Отношение представителей данного типа общества к природе.
2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.
3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.
г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.
Слайд 8г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
1-я группа
План ответа
1. Отношение представителей данного типа общества
к природе.
2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.
3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.
Слайд 9г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Слайд 10г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Основной сферой производства является сельское хозяйство, аграрная сфера (поэтому
этот тип еще называют аграрное общество). В аграрном производстве занято большая часть населения.
Главное богатство – земля, скот, вода, которые в основном были собственностью общины.
Традиционное общество
(аграрное, доиндустриальное).
Слайд 11г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
В производстве преобладает ручной труд.
Использование традиционных источников энергии –
древесины, физической силы человека и скота.
Главные регуляторы общественной жизни – традиции и обычаи (поэтому этот тип и называют традиционное общество).
Слайд 12г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Государство имеет форму монархии; отсутствие у людей прав и
свобод; власть выше закона.
Господствует религия (она руко-водит всеми сферами общественной и личной жизни человека); большинство населения – неграмотные; преобладает устный фольклор.
На этой ступени развития се-годня находятся две трети обществ мира (большинство стран Аф-рики, Латинской Америки и Азии).
Слайд 13г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Традиционное общество
Слайд 14г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Постиндустриаль
ное
общество
Традиционное
общество
Индустриаль
ное
общество
Модернизация
Глобализация
Слайд 15г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Словарь:
Модернизация- переход от традиционного общества к индустриальному.
Слайд 16г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Причины модернизации :
Промышленный переворот
Реформация
Торговля на дальние расстояния
Слайд 17г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
2-я группа
План ответа
1. Отношение представителей данного типа общества
к природе.
2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.
3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.
Слайд 18г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Слайд 19г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Индустриальное общество.
Основной сферой производства является промышленность (индустрия), в которой
занято большинство населения.
Широкое применение машин, станков, конвейера.
Преобладание городских жителей над сельскими, урба-низация (рост городов, расшире- ние доли городского населения).
Слайд 20г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Основные источники энергии – природные энергоносители: нефть, газ, каменный
уголь.
Определяющий фактор развития – капитал (деньги, акции, предприятия и др.).
Главные регуляторы общест-венной жизни – право, законы.
Слайд 21г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Преобладание республиканской формы правления; провозглашение политических прав и свобод,
равноправия граждан, демократии.
Массовая грамотность, развитие образования; распространение массовой культуры.
Сегодня к индустриально-му типу общества относят: Францию, Германию, Великобританию, Италию, Россию, Канаду, Швецию, Китай, Индию и др.
Слайд 22г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Индустриальное общество
Слайд 23г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
3-я группа
План ответа
1. Отношение представителей данного типа общества
к природе.
2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.
3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.
Слайд 24г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество»
Концепция общества конца XX столетия,
выдвигающая на первый план снижение его зависимости от промышленного производства, возникновение новых отраслей сферы услуг и акцент на роли знания в производстве, потреблении и досуге.
Слайд 25г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Слайд 26г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Информационная революция
Возникает единая система, включающая СМИ, Интернет. Создание
качественно новой ситуации: биосфера, ноосфера, инфосфера.
Социальная коммуникация приобретает новые черты, которых не было раньше.
Информационная революция «сжимает» пространство и время в новую социальную реальность.
Конференция нобелевских лауреатов: «Научные знания – одна из форм власти, поэтому как отдельные люди, так и народы должны иметь к ним равный доступ».
Слайд 27г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Словарь:
Ноосфера (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар)
— сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
Слайд 28г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Информационное общество
Тотальное использование информационных технологий.
Информационная сеть банков данных.
Информация
– фактор личностного развития.
Свободное движение информации – новая форма демократии.
Знание – ключевой источник новшеств и основа социальной организации. Меритократия.
Собственники капитала должны уступить власть профессиональным менеджерам (революция менеджеров).
Слайд 29г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Постиндустриальное общество.
Преобладание сферы услуг над производством; большинство населения занято
в сфере услуг.
Широкое использование в про-изводстве «высоких технологий» (безотходные, ресурсо и энергосберега-ющие, экологичные, малолюдные (безлюдные); лазерная, мембранная, плазменная, био-, нано- технологии).
Автоматизация производства, роботы, компьютеризация (информатизация) общества.
Слайд 30г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Основной источник энергии – атомная, а также принципиально новые
(альтернативные) источники.
Абсолютное большинство населения живет в городах.
Слайд 31г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Особая роль науки и образова-ния; непрерывное образование.
Определяющий фактор развития
– знание, информация (поэтому этот тип общества еще называют информационным).
Полноценное правовое государство, сильное гражданское общество.
К постиндустриальному обществу переход осуществили пока лишь только США и Япония.
Слайд 32г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Постиндустриальное общество
Слайд 33г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Типология обществ
Постиндустриальное
общество
Традиционное
общество
Сельское хозяйство
Сфера услуг
Индустриальное
общество
Промышленность
Повторим:
преобладающая сфера производства:
Сельчане
Горожане
Горожане
преобладающая группа населения:
Дрова, физическая
сила человека, скота
Атомная энергия,
альтернативные источники
Природные энергоносители:
нефть, газ, уголь
основной источник энергии:
Традиции, обычаи
Право, законы
Право, законы
регуляторы общественной жизни:
Земля
Информация, знания
Капитал
главная ценность:
Ручной труд
Роботы, компьютеры
Машины, конвейер
характерные черты производства:
Монархия, бесправие
Правовое государство, гражданское общество
Республика, права человека
политическая сфера общества:
Слайд 34г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
4-я группа
План ответа
1. Отношение представителей данного типа общества
к природе.
2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.
3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.
Слайд 35г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Слайд 36Восток и Запад в диалоге культур
г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель
истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.
Слайд 37г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Слайд 38г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Слайд 39г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Слайд 40г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Слайд 41- Дайте сравнительную характеристику Востоку и Западу.
- Что собой
представляют Восток и Запад в диалоге культур?
- Можно ли
считать ценности Востока уникальными, чуждыми Западу?
г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.
Восток и Запад в диалоге культур
Слайд 42Домашнее задание
Выучите § 11-12, выполните задания.
г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель
истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.
Слайд 43г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.
Слайд 44г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2"
Масленникова Г.В.