Слайд 1Активные формы работы
практикум
Слайд 2Л.И. Уманский, С.П. Афанасьев и др. выделяют три основных тип
форм воспитательной работы:
Статичные
Статично-динамичные
Динамико-статичные
Слайд 3С.П. Афанасьев предложил использовать зоологическую модель оформления типологии форм работы:
Тип
– класс – род – семейство – вид -подвид
Тип:
1.
«статичные»(представление),
2. «статично-динамичные (созидание-гуляние),
3. «динамико-статичные» (путешествия)
Слайд 4Анализ форм взаимодействия, содержания и структуры, входящих в каждый тип
позволяет вычленить несколько классов:
ТИП: представление выделяется три класса:
1. Представления-демонстрации (спектакль,
концерт, просмотр, конкурсная программа-представление, торжественное собрание)
2.Представления-ритуалы (линейка, посвящение в…)
3.Представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция)
Слайд 5ТИП: Созидание- гуляние
1 класс: развлечение-демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная
программа)
2 класс: совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка
выставки)
3 класс: развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения)
Слайд 6ТИП: Путешествия
1 класс: Путешествие-демонстрация
( игра-путешествие, парад-шествие)
2 класс: путешествие –развлечение (поход,
прогулка)
3 класс: путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция)
Слайд 8Созидание-гуляние
Ярмарка(народное гуляние)
Субботник(трудовая акция)
Изготовление выставки, газеты,
Подготовка к представлению,
Представление в кругу,
Ситуационно-ролевая игра,
Вечер
общения в импровизированном кафе,
Продуктивная игра.
Слайд 10Ярмарка
Свободное движение участников по всему пространству, где расположены площадки(аттракционы).
Следует
определить специфику аттракциона.
Ярмарка начинается общим сбором, где объясняются правила игры
Финал
ярмарки может проходить в виде аукциона-распродажи
Слайд 11ВЕЧЕР ОБЩЕНИЯ В ИМПРОВИЗИРОВАННОМ КАФЕ
Слайд 12Вечер общения в импровизированном кафе
Вечеринки
Посиделки
Салон
Клуб
Прием
Ассамблея
Предполагаются атрибуты кафе: столики, приглушенное освещение,
угощение и т.д.
Слайд 14Ситуационно-ролевая игра
Это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и
в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в
условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.
Слайд 15Ситуационно-ролевая игра
Участники деятельности выполняют функции игроков (в малой игре от
13 до 20 чел., в большой игре от 30 до
300 чел., в игре-эпопее от 100 до 700 чел.)
Выполняют роли организаторов-»мастеров игры»
Функции зрителей не предусмотрены.
Слайд 16Ситуационно-ролевая игра
Развивает коммуникативные способности
Способствует самопознанию и самоопределению участников как субъектов
взаимодействия
Стимулирует интерес к познавательной деятельности
Слайд 17Ситуационно-ролевая игра
Малая игра - от 1 часа до двух
Большая игра-
от 12 часов до 3 суток
Игра-эпопея -одна-две недели
Пример ситуационно-ролевой игры
на картине В.Сурикова «Взятие снежного городка»
Слайд 19СТУДИЯ
Студия помогает развить умение школьников задавать необычные вопросы и находить
неожиданные ответы, экспериментировать с образами и идеями.
ЦЕЛИ студии: создать условия
для развития творческих способностей школьников;
Научить передавать собственные чувства, развить умение понимать чувства других людей;
расширить знания участников о чувствах и эмоциях;
создать условия для развития способности безоценочного принятия другого человека.
Слайд 20КАК РАБОТАЕТ СТУДИЯ
Рекомендуемая частота занятий - два раза в месяц.
Каждое занятие состоит их трех частей:
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
Программа студии
рассчитана на семь занятий.
Слайд 21Принципы работы студии
принцип активности участников: члены студии постоянно включаются в
различные действия - игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают
и анализируют свои чувства и чувства участников;
принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а преподаватель лишь побуждает их к поиску ответов на поставленные вопросы;
принцип партнерского общения: взаимодействие в студии строится с учетом интересов всех участников, признания ценности каждого из них, равенства позиции, принятия друг друга;
принцип «здесь и теперь»: члены студии фокусируют свое сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту.
Слайд 22Программа занятий:
1-е занятие: «Составление коллажей»— посвящено знакомству, снятию барьеров, созданию
атмосферы доверия и сплочения группы.
2-е занятие—: «Что там, за закрытой
дверью?»посвящено дальнейшему сплочению группы, обучению навыкам конструктивного общения, умению слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к пониманию других людей.
3-е занятие: «Выражение своих чувств через костюм» - посвящено расширению знаний участников об эмоциях, развитию способности безоценочного принятия других людей, обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтению их у других людей.
4 занятие: «Какой есть запас слов, чтобы выразить то или иное чувство» - посвящено расширению знаний участников о чувствах.
5-е занятие: «Интуиция своя» - посвящено развитию интуиции, способности чувствовать другого человека, развитию способности мыслеобразования.
6-е занятие: «Выражение своих чувств через песню» - посвящено созданию условий для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.
7-е занятие: «Я становлюсь автором» - посвящено развитию своих ощущений, чувств, способности передавать содержание и замысел авторов художественных произведений.
Слайд 23Роль педагога в активных формах работы
Свободное владение учебным материалом и
умение использовать его в зависимости от ситуации и категории обучающихся.
Высокий уровень учебно-методических умений и навыков;
Квалифицированное владение информационными технологиями,
Гибкость. Быстрая ориентация, умение в зависимости от текущих задач организовывать самые разные виды работы обучающихся: совместную выработку правил, самостоятельное обсуждение, обмен мнениями, сжатое подведение итогов и т. д.
Слайд 24Роль педагога в активных формах обучения
Интерес к обучающемуся. Заинтересованное внимание
к каждому обучающемуся;
Широта. Склонность и умение в обстановке обсуждения
свободно выражать свое мнение, не подавляя при этом окружающих;
Терпимость. Спокойное восприятие возможных ошибок в фактах и логике рассуждений.
Конструктивность. Умение увидеть за нескладным выражением идей живую работу мысли;
Активная работа с культурными источниками и постоянное обновление материалов курса.