Слайд 1Августин «Блаженный» Аврелий
(354-430 гг.)
Слайд 2Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.
Римско-христианский философ,
богослов, мудрец. Выходец из Нумидии (в древности область в Северной
Африке (современная северная часть Туниса и Алжира)). Являлся одной из ключевых фигур в истории европейской философии. Происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние своей матери-христианки.
Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (оратора).
В 383 гг. переехал в Рим, но вскоре получил место ритора в Милане, где познакомился с епископом Амвросием и начал изучать сочинения неоплатоников и послания апостола Павла.
Весной 387 г принял крещение. Через год вернулся в Северную Африку: с 391г. — пресвитер, а с 395 г. вплоть до смерти — епископ города Гиппон. Один из наиболее влиятельных отцов христианской церкви.
Слайд 3Беноццо Гоццоли. Св. Августин учит в Риме. 1464—1465 гг.
Его наследие по
теологии и критике поистине огромно. Наиболее известен автобиографический труд «Исповедь»,
положивший начало исповедальному жанру. Августин назван католическими богословами «блаженным». Как богослов и писатель имел сильное влияние на оформление всей догматики католицизма.
Наиболее известные произведения: «О христианской доктрине», «О граде Божием».
Учение Августина стало неопровержимым авторитетом в эпоху средневековья.
Слайд 4Боттичелли. «Св. Августин»
Августин Блаженный - родоначальник христианской философии истории (раздел философии, призванный ответить
на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса).
Можно
выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:
• ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;
• Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;
• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
Слайд 5Святой Августин и Святая Моника
• в связи с тем, что
большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть
необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;
• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;
• Церковь — единственная сила, способная объединить мир;
• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
• высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
• после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
Слайд 6Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
• Бог
существует;
• главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем,
всемогущество и совершенство;
• все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;
• Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;
• знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
Слайд 7Значение философии Августина Блаженного в том, что им:
• уделено большое внимание
проблеме истории (редкость для того времени);
• Церковь (часто подвластная государству
и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);
• обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;
• выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
• воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);
• одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Слайд 8Афоризмы:
«Будем же верить, если не можем уразуметь»;
«Вера вопрошает, разум обнаруживает»;
«Все
человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует
пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться»;
«Если зла нет, то самый страх перед злом есть зло»;
«Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое – это грех, второе – наказание. Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет»;
«Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину»;
«Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя»;
«Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного».