Слайд 1Презентация темы: «Барокко»
Выполнила ученица 1 курса факультета конфликтологии по специальности
СКД
Гавринёва Татьяна (группа №7).
Слайд 2Барокко - искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры
XVII-XVIII веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное
содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.
Слайд 3Стиль барокко был порождён в результате возникновения нового типа храма,
который, в свою очередь, возник как реакция на протестантизм. Барокко
одухотворяет все части здания и интерьера, за меняя прямые линии изогнутыми, подчиняя неживую природу ритму движения и дыхания, населяя плоскости и углы лепными изображениями животных и людей.
Римская
церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (у четырех фонтанов), созданная
Ф. Борромини.
Слайд 4В социальном отношении барокко можно рассматривать как продолжение королевских покоев
– архитектура зданий, садов и парков есть продолжение интерьера. Ковры
и мозаики клумб, подстриженная «исправленная» растительность французских парков со статуями, беседками и павильонами, прудами, украшенные снаружи лепкой и живописью здания стирали различия между будуаром, парком и оперной декорацией.
Слайд 5Человек эпохи барокко.
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью,
бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в
эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
Портрет мадам де Монтеспан,
фаворитки Людовика XIV.
Слайд 6А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от
англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы
и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства.
Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637
Слайд 7Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не
терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности
честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.
Слайд 8Для барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Бог мыслится
не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир
подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию в "Системе природы" (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
Слайд 9Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ
Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение
Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: капитан Гулливер и барон Мюнхгаузен.
Слайд 10Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств
— променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели»
(прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Слайд 11Барокко в живописи.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью»
и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты
барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.
Караваджо. Призвание апостола Матфея.
Слайд 12Живопись должна показывать живую подвижную сущность вещей, в первую очередь,
с помощью света, который традиционно рассматривался как излияние божества. Если
ранее священная история воспринималась как давно свершившаяся, то искусство барокко открыло нам некий новый план реальности, в котором чудесное происходит постоянно. Его можно увидеть и в повседневных бытовых сценах (если их осветить именно этим божественным светом).
Слайд 13Наиболее ярким живописцем этого стиля стал
П. П. Рубенс, заполнивший
своими гигантские полотна массивами мускулистых тел, залитых золотистым искрящимся светом
заката.
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет в кругу друзей Мантуа
Слайд 14Питер Пауль Рубенс.
Союз Земли и Воды, 1618 г.
Питер Пауль
Рубенс. Три Распятия, 1620г.
Слайд 15Питер Пауль Рубенс.
Геракл, 1611г.
Питер Пауль Рубенс. Пригвожденный Прометей,
1610-1611гг.
Слайд 16Менее праздничны, но более глубоки картины Рембрандта – вершины XVII
в. Скупо расходуя яркие солнечные лучи, живописец лишь на миг
заставляет трагическую действительность отступить в темноту, которая занимает часто большую часть полотна.
Рембрандт Харменс ван Рейн.
Возвращение блудного сына, 1669г.
Слайд 17Рембрандт Харменс ван Рейн. Симеон во храме, 1669г.
Слайд 18Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Саскии в образе Флоры, 1634г.
Слайд 19Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет Рембрандта, 1661г.
Слайд 20Барокко в архитектуре.
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в
Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в
Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Слайд 21Самым грандиозным ансамблем в стиле барокко являются собор и площадь
Св. Петра в Риме.
Слайд 22Сан-Марко - трёхнефная титулярная базилика в Риме, на площади Сан-Марко,
окружённая Палаццо Венеция. Церковь была построена в 336 г. В
1740-1750 г. внутреннее убранство церкви отреставрировано в барочном стиле.
Слайд 23Сан-Джованни-деи-Фиорентини
( барокко,1509-1738гг)
Слайд 24Церковь Св. Марии Магдалины (барокко,XVII в.)
Слайд 25Церковь Иль-Джезу построена в 1568-1584 гг. в духе маньеризма, довольно
близко предвещавшем эстетику барокко(архитекторы Джакомо да Виньола и Джакомо делла
Порта, первоначальный проект подготовил Микеланджело).
Слайд 27Барокко в литературе.
Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный
мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с
их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
Слайд 28Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и
непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона
«Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия)
Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.
Слайд 29Франсиско де Кеведо. Испанский поэт и прозаик.
Оноре д'Юрфе. Французский писатель
XVII века.
Слайд 30На западе в области романа выдающийся представитель — Г. Гриммельсгаузен
(роман «Симплициссимус»), в области драмы — П. Кальдерон (Испания). В
поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя.
Слайд 31Немецкий писатель.
Английский поэт, крупнейший представитель метафизического направления.
Слайд 32Мода эпохи барокко.
Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления
Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При
дворе царили строгий этикет сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.
Слайд 33Николя де Ларжийер. Портрет Людовика XIV с семьёй.
Слайд 34Барокко в интерьере.
Для стиля Барокко характерна показная роскошь, хотя он
сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Роспись
была популярна всегда, а в стиле барокко она стала просто необходимой, поскольку интерьеры требовали много цвета и крупных, богато украшенных деталей. Потолок, украшенный фресками, стены из расписанного мрамора и позолота были как никогда популярны. В интерьере часто использовались контрастные цвета: нередко можно было встретить мраморный пол, напоминающий шахматную доску. Золото было везде, и все, что можно было покрыть позолотой, было позолочено. Ни один уголок дома не оставляли без внимания при декорировании.
Слайд 35Стиль барокко не подойдет для небольших помещений, поскольку массивная мебель
и украшения занимают много места, и для того, чтобы комната
не смотрелась как музей, должно быть много свободного пространства. Если все же Вам очень нравится барокко, даже в небольшой комнате можно воссоздать дух этого стиля, ограничившись стилизацией, используя некоторые детали барокко, такие как:
статуэтки и вазы с растительным орнаментом;
гобелены на стенах;
зеркало в золоченой раме с лепниной;
стулья с резными спинками и т.д.
Слайд 37Девиз барокко - жизнь на показ.
Неоднозначность стиля барокко объясняется его
происхождением. Как считают некоторые исследователи (в частности Hoag, John D
(1975). Islamic architecture. London: Faber. ISBN 0-571-14868-9), он был заимствован из архитектуры турков-сельджуков.