Слайд 1Безопасность жизнедеятельности как наука
Условием существования человека является деятельность
практическая бытовая
духовная общественная
интеллектуальная культурная
производственная
научная
Такую деятельность
называют жизнедеятельностью. Модель деятельности можно представить состоящей из двух элементов:
человека и среды его обитания, – объединенных в систему двухсторонними связями.
https://prezentacija.biz/
Слайд 3Безопасность жизнедеятельности как наука
прямые связи заключаются в достижении определенного эффекта
в процессе деятельности;
обратные связи обусловлены необходимостью исключить нежелательные последствия от
этой деятельности.
С данных позиций БЖД – это комплекс мер по обеспечению стабильности всех факторов окружающей среды (температуры, давления, влажности, уровня радиации, микробиологического загрязнения, психологической составляющей и т.д.)
Слайд 4опасность
опасность
БЖД
БЖД
человек
среда обитания
Слайд 5Безопасность жизнедеятельности как наука
Взаимодействие человека со средой обитания может быть
позитивным и негативным.
Характер взаимодействия в системе «человек-среда обитания» можно охарактеризовать
потоками:
вещества;
энергии;
информации.
Слайд 6Безопасность жизнедеятельности как наука
Измеряя величину любого потока (от min до
max) можно определить следующие состояния взаимодействия данной системы:
Комфортное (оптимальное): потоки
являются оптимальными и создают оптимальные условия для деятельности и отдыха, для проявления наивысшей трудоспособности и, как следствие, продуктивной деятельности, гарантируют сохранение здоровья человека и целостность окружающей среды.
Слайд 7Безопасность жизнедеятельности как наука
Допустимое. Потоки приводят к дискомфорту, снижая эффективность
деятельности человека; необратимые процессы в окружающей среде не возникают.
Опасное. Потоки
превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном взаимодействии профессиональные заболевания, и/или приводят к серьезным изменениям природной среды.
Слайд 8Безопасность жизнедеятельности как наука
Чрезвычайно опасное. Потоки высоких уровней за короткий
период времени могут привести к травмированию человека или к летальному
исходу, вызвать деградацию природной среды.
Целью БЖД является обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и соблюдение допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.
Слайд 9Безопасность жизнедеятельности как наука
Задачи БЖД:
Разработка методов идентификации опасностей.
Комплексная оценка влияния
негативных условий на здоровье человека.
Предупреждение воздействия опасностей на человека.
Реализация средств
защиты человека от негативных воздействий.
Оптимизация труда и отдыха.
Моделирование чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.
Слайд 10Безопасность жизнедеятельности как наука
Методы познания в БЖД:
Анализ и синтез
Системный подход
Наблюдение
Моделирование
Экспериментирование
Методы
математической статистики и др.
Слайд 11Безопасность жизнедеятельности как наука
БЖД – комплексная дисциплина, поскольку изучает возможность
обеспечения безопасности применительно к любому виду человеческой деятельности.
Слайд 13Безопасность жизнедеятельности как наука
БЖД как наука интегрирует области знаний по:
охране
труда и гражданской обороне;
охране окружающей среды и экологии;
физике, химии, биологии;
психологии;
физиологии
и анатомии человека;
медицине и гигиене;
социологии;
эргономике;
праву;
методологии;
экономике;
теории надежности и др.
Слайд 14Учение об опасности
В основу теории БЖД положены аксиомы:
1. Любое взаимодействие
человека со средой обитания является потенциально опасным.
2. Безопасность реальна, если
негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений
Слайд 15Учение об опасности
Опасность (или негативный фактор) – это негативное свойство
системы «человек – среда обитания», способное причинять ущерб здоровью человека,
объектам хозяйства или промышленным системам и обусловленное энергетическим состоянием среды, действиями человека, отказом машины или чрезвычайными ситуациями.
Слайд 16Учение об опасности
Основные признаки опасности:
угроза для жизни;
возможность нанесения ущерба здоровью
человека;
возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.
Слайд 17Учение об опасности
Опасность (для человека) – это
любое явление, процесс,
объект,
способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно
или косвенно,
в настоящее или отдаленное время.
Слайд 18Учение об опасности
Следует различать понятия опасного и вредного факторов.
Опасный фактор
– производственный фактор, приводящий (в определенных условиях) к травме или
резкому ухудшению здоровья человека.
Вредный фактор – это фактор, приводящий (в определенных условиях) к его заболеванию или снижению работоспособности.
Слайд 19Учение об опасности
Опасности разделяют на:
Потенциальные – угрозы общего характера, не
связанные с пространством и временем (первая аксиома БЖД)
Процесс реализации опасности
имеет несколько причин
Слайд 20Электрический ток (опасность)
причина:
короткое замыкание
причина:
обрыв провода
нежелательные последствия
Слайд 21Учение об опасности
Реальные – координированы во времени и пространстве. Это
конкретные угрозы человеку или природной среде
Слайд 22Учение об опасности
Реализованные – факт воздействия реальной опасности на человека
или экологическую систему
Слайд 23Учение об опасности
Реализованные опасности
происшествия
чрезвычайные происшествия:
- аварии
- катастрофы
- стихийные бедствия
Слайд 24Учение об опасности
Существует несколько способов классификации опасностей:
I. По источнику опасности:
природные
(например, климатические);
техногенные (например, технические);
социальные (например, правовые);
экологические (например, эпидемические);
психологические (например, мошеннические);
смешанные.
Слайд 25Учение об опасности
II. По локализации (местонахождению):
связанные с литосферой;
связанные с гидросферой;
связанные
с атмосферой;
связанные с космосом.
III. По вызываемым последствиям:
опасности, вызываемые утомление;
опасности, вызываемые
профессиональное заболевание;
опасности, вызываемые травму;
опасности, вызываемые летальный исход.
Слайд 26Учение об опасности
IV. По размерам зоны воздействия:
локальные
региональные
межрегиональные
глобальные
V. По
длительности воздействия:
постоянные
длительные
кратковременные
Слайд 27Учение об опасности
VI. По идентификации органами чувств:
различимые
неразличимые
VII. По сферам проявления:
бытовые
спортивные
дорожно-транспортные
производственные
военные
и др.
Слайд 28Учение об опасности
Согласно официальному стандарту по энергетической природе опасности делятся
на физические, химические, биологические и психофизические.
1. Физические опасности. Определяющий
признак – механическая, тепловая или электромагнитная энергия. Это:
неблагоприятные характеристики воздушной среды и освещенности;
механические факторы, включающие воздействие движущихся машин и механизмов, вибрации и ускорения;
акустические факторы (инфразвук, шум и ультразвук);
большой перечень электромагнитных излучений (ультрафиолетовое, инфракрасное, ионизирующая радиация, сверхвысокочастотные излучения, лазерное излучение);
аномальная температура воздуха и т.д.
Слайд 30Учение об опасности
2. Химические опасности. Их воздействие определяется химической природой
вещества.
Это:
отклонения в естественном составе воздуха (слишком низкие или слишком
высокие уровни парциального давления О2, высокий уровень парциального давления N2 и т.п.);
запылённость воздуха;
загазованность воздуха.
Слайд 31Учение об опасности
3. Биологические опасности. Это прямое и косвенное воздействие
живых организмов:
повреждения от животных, микроорганизмов, пресмыкающихся и насекомых;
влияние продуктов жизнедеятельности
живых организмов (пыльцы);
влияние биотехнологических производств (основные источники аллергенов).
4. Психоэмоциональные опасности: физические и нервно-психические перегрузки.
Слайд 32Учение об опасности
Пространство, в котором возможно проявление опасности, называется опасной
зоной.
Опасная зона характеризуется:
Геометрическими размерами: это зоны захвата машин, зоны
вокруг разрушающихся зданий и механизмов и т.д. Условно за размеры зоны принимают высоту, равную высоте человека с поднятой вверх рукой, и диаметр, равный раскинутым по горизонтали рукам человека.
Временем возможности проявления опасности: постоянные и временные опасные зоны.
Вероятностью возникновения опасности (риском).
Интенсивностью воздействия. Определяется материальным ущербом, числом пострадавших и т.д.
Слайд 35Учение об опасности
Риск – это частота реализации опасностей; это отношение
числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному
числу за определенный период времени.
Пример: ежегодно в нашей стране неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек. Принимая численность населения страны 143 млн. чел, определим риск гибели R жителя страны от опасностей:
Слайд 36Учение об опасности
Различают индивидуальный и социальный риски.
Индивидуальный риск характеризует опасность
для отдельного индивидуума.
Социальный (групповой) - это риск для группы людей;
он характеризует масштаб катастрофичности опасностей.
Необходимость учета социального риска обусловлена большим значением общественного мнения. Так, в общественном мнении более резкую реакцию вызывают редкие аварии, но с большим числом погибших (аварии в шахтах). В то же время, степень добровольного смертельного риска в технических видах спорта на 3 порядка выше.
Слайд 37Учение об опасности
Иногда рассматривают также и приемлемые риски (в некоторых
странах они установлены законом).
Например, индивидуальный риск считается максимально приемлемым
10-6 в год, пренебрежимо малым 10-8 в год.
Приемлемый риск зависит от конкретных социально-экономических условий общества и отражает его стремление к полной безопасности, а также показывает, что полная безопасность не может быть гарантирована НИКОМУ.
Слайд 39Учение об опасности
Существует несколько подходов к определению риска:
1.Инженерный – опирается
на статистику, расчет частот, построение «деревьев» опасности.
2.Модельный – изучается созданная
модель воздействия опасностей на человека (группу людей).
3.Экспертный – опрос опытных специалистов.
4.Социологический – опрос населения.
5. Экономический – оценка материального ущерба от аварий, несчастных случаев, болезней.