Разделы презентаций


Психология индивидуальных различий

Содержание

План лекцииОбщие представления об индивидуальности (индивид, личность, индивидуальность)Истоки психологи индивидуальных различий.Предмет и задачи дифференциальной психологи.Основные направления и методы исследований современной дифференциальной психологии.ТемпераментХарактер

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Психология индивидуальных различий (или дифференциальная психология)




Школа Юного Психолога
-Москва,

2010-

Психология индивидуальных различий  (или дифференциальная психология)   Школа Юного Психолога-Москва, 2010-

Слайд 2План лекции
Общие представления об индивидуальности (индивид, личность, индивидуальность)

Истоки психологи индивидуальных

различий.

Предмет и задачи дифференциальной психологи.

Основные направления и методы исследований современной

дифференциальной психологии.

Темперамент

Характер
План лекцииОбщие представления об индивидуальности (индивид, личность, индивидуальность)Истоки психологи индивидуальных различий.Предмет и задачи дифференциальной психологи.Основные направления и

Слайд 3Индивид
человек, как единичное природное существо, представитель вида homo

sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного,

носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт.

Само понятие *индивид* отвечает прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям? То есть указывает на объединение данного человека с человеческим видом.
Индивидные свойства человека (тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т. д.) необходимо учитывать при профориентации, профотборе и осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Индивид  человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства

Слайд 4Индивидуальность
это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это

своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические
и психические

особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

С. Л. Рубинштейн:
"человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств... человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо"

Индивидуальность  это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические

Слайд 5Личность
(от лат.persona) результат процесса воспитания и самовоспитания, термин подразумевающий
1)

человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в

широком смысле слова)
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

*Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

Личность (от лат.persona) результат процесса воспитания и самовоспитания, термин подразумевающий1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной

Слайд 6Личность
это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.  (С.Л.Рубинштейн)
это

динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для

нее поведение и мышление. (Г.Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк)
результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты (А. Бандура, Дж. Роттер)
личность определяется через иерархию потребностей (А. Маслоу)
личный мир переживаний человека (К. Роджерс) и др. 

Личностьэто совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.  (С.Л.Рубинштейн)это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые

Слайд 7– это раздел психологической науки, изучающий особенности индивидов или групп

людей, объединяемых каким-нибудь общим признаком (возраст, пол, класс, этническая группа

и т.п.) ,
а так же – природу, источники и последствия различий этих индивидов.

Психология индивидуальных различий

– это раздел психологической науки, изучающий особенности индивидов или групп людей, объединяемых каким-нибудь общим признаком (возраст, пол,

Слайд 8Истоки дифференциальной психологии
Гипократ (род. ок. 460 в. до н.э.) –

учение о четырех типах темперамента.

Систематизированное описание индивидуальных особенностей поведения принадлежит

ученику Платона Теофрасту (род. ок. 370 до н. э. ) и изложено в трактате «Характеры».

Работы Ч. Дарвина 30х – 60х гг. XIXв.

Первые систематические исследования индивидуальных различий были проведены английским ученым Ф. Гальтоном во второй половине XIXв.

В 1900 г. в своей работе «О психологии индивидуальных различий» Штерн предложил название «дифференциальная психология».

В 1904 г. во Франции появляется новая процедура оценки уровня развития способностей А. Бине (предложил в качестве показателя интеллектуального развития использовать умственный возраст — соответствие уровня развития ребенка средним показателям детей определенной возрастной группы).

В 1912 г. немецким психологом В. Штерном был предложен широко применяемый вплоть до нашего времени показатель интеллектуального развития, который численно равен отношению умственного возраста ребенка к его хронологическому возрасту. Этот показатель получил название коэффициента интеллекта (IQ).

Дальнейшее развитие дифференциальной психологии связано с такими именами, как Г. Айзенк, Р. Кеттелл, А. Анастази, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др.


Истоки дифференциальной психологииГипократ (род. ок. 460 в. до н.э.) – учение о четырех типах темперамента.Систематизированное описание индивидуальных

Слайд 9*
Номотетический подход (акцент ставится на вскрытии причиннооследственных связей и закономерностей,

объясняющих поведение человека )
Идеографический подход (акцентирование уникальности каждой личности, описанию

ее своеобразия и особенностей)
*Номотетический подход (акцент ставится на вскрытии причиннооследственных связей и закономерностей, объясняющих поведение человека )Идеографический подход (акцентирование уникальности

Слайд 10Основные задачи:
1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик

человека, изучение их структуры.
2. Изучение пределов, в которых

психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность).
3. Изучение различий между группами людей.
4. Выявление факторов, лежащих в основе индивидуально-психологических различий.

Предмет:
индивидуальные различия между людьми.

Основные задачи:  1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека, изучение их структуры.  2. Изучение

Слайд 12Задатки 
— врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на

развитие его способностей.
Способности 
— это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями

успешного осуществления определённого рода деятельности.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.
Одаренность 
— это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей.
 — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности».
Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. Способности — это индивидуальные свойства личности,

Слайд 13Методы дифференциальной психологии:
—Аппаратные методы (предназначены, в основном, для изучения психофизических

основ поведения человека).
—Психогенетические методы (применяются для выявления причин возникновения индивидуальных

психических особенностей).
—Собственно, психологические методы (наблюдение, эксперимент, тест и др.).
Методы дифференциальной психологии:—Аппаратные методы (предназначены, в основном, для изучения психофизических основ поведения человека).—Психогенетические методы (применяются для выявления

Слайд 14Собственно психологические методы
Наблюдение
Эксперимент
Беседа
Тесты и опросники

Собственно психологические методыНаблюдениеЭкспериментБеседаТесты и опросники

Слайд 15Основные разновидности тестов личности
Личностные опросники (MMPI, 16 факторный опросник Кеттела,

тест Гилфорда на социальный интеллект и т.п.)
Проективные методики (Пятна Роршаха,

ТАТ, рисуночные методики и т.п.)


Основные разновидности тестов личностиЛичностные опросники (MMPI, 16 факторный опросник Кеттела, тест Гилфорда на социальный интеллект и т.п.)Проективные

Слайд 16Темперамент
– это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с

динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера–

это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

— это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни.

От темперамента человека зависят:
скорость возникновения психических процессовскорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятияскорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышленияскорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;
темп и ритм деятельности;
интенсивность психических процессовинтенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсиянаправленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).

Темперамент–  это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент

Слайд 17Темперамент «надлежащее соотношение частей»
холерик

— сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
флегматик — сильный,

уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
меланхолик — слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности.


Темперамент «надлежащее соотношение         частей»холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип

Слайд 18Характер
структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и

поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под

этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.
Характерструктура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то

Слайд 19Акцентуации характера
это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт.



акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим

нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно.
Акцентуации характераэто крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может

Слайд 20Характер и темперамент
1) характер формируется в процессе жизни, а темперамент возникает

биологически (при рождении).
2) темперамент отличается стабильностью, характер постоянно меняется.
3) характер зависит от

мотивов и воли, темперамент - нет.
Характер и темперамент1) характер формируется в процессе жизни, а темперамент возникает биологически (при рождении).2) темперамент отличается стабильностью, характер постоянно

Слайд 21Спасибо за внимание ☺ ☺ ☺

Спасибо за внимание ☺ ☺ ☺

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика