Слайд 1
Психология индивидуальных различий
(или дифференциальная психология)
Школа Юного Психолога
-Москва,
2010-
Слайд 2План лекции
Общие представления об индивидуальности (индивид, личность, индивидуальность)
Истоки психологи индивидуальных
различий.
Предмет и задачи дифференциальной психологи.
Основные направления и методы исследований современной
дифференциальной психологии.
Темперамент
Характер
Слайд 3Индивид
человек, как единичное природное существо, представитель вида homo
sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного,
носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт.
Само понятие *индивид* отвечает прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям? То есть указывает на объединение данного человека с человеческим видом.
Индивидные свойства человека (тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т. д.) необходимо учитывать при профориентации, профотборе и осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Слайд 4Индивидуальность
это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это
своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические
и психические
особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
С. Л. Рубинштейн:
"человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств... человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо"
Слайд 5Личность
(от лат.persona) результат процесса воспитания и самовоспитания, термин подразумевающий
1)
человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в
широком смысле слова)
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
*Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.
Слайд 6Личность
это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. (С.Л.Рубинштейн)
это
динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для
нее поведение и мышление. (Г.Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк)
результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты (А. Бандура, Дж. Роттер)
личность определяется через иерархию потребностей (А. Маслоу)
личный мир переживаний человека (К. Роджерс) и др.
Слайд 7– это раздел психологической науки, изучающий особенности индивидов или групп
людей, объединяемых каким-нибудь общим признаком (возраст, пол, класс, этническая группа
и т.п.) ,
а так же – природу, источники и последствия различий этих индивидов.
Психология индивидуальных различий
Слайд 8Истоки дифференциальной психологии
Гипократ (род. ок. 460 в. до н.э.) –
учение о четырех типах темперамента.
Систематизированное описание индивидуальных особенностей поведения принадлежит
ученику Платона Теофрасту (род. ок. 370 до н. э. ) и изложено в трактате «Характеры».
Работы Ч. Дарвина 30х – 60х гг. XIXв.
Первые систематические исследования индивидуальных различий были проведены английским ученым Ф. Гальтоном во второй половине XIXв.
В 1900 г. в своей работе «О психологии индивидуальных различий» Штерн предложил название «дифференциальная психология».
В 1904 г. во Франции появляется новая процедура оценки уровня развития способностей А. Бине (предложил в качестве показателя интеллектуального развития использовать умственный возраст — соответствие уровня развития ребенка средним показателям детей определенной возрастной группы).
В 1912 г. немецким психологом В. Штерном был предложен широко применяемый вплоть до нашего времени показатель интеллектуального развития, который численно равен отношению умственного возраста ребенка к его хронологическому возрасту. Этот показатель получил название коэффициента интеллекта (IQ).
Дальнейшее развитие дифференциальной психологии связано с такими именами, как Г. Айзенк, Р. Кеттелл, А. Анастази, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др.
Слайд 9*
Номотетический подход (акцент ставится на вскрытии причиннооследственных связей и закономерностей,
объясняющих поведение человека )
Идеографический подход (акцентирование уникальности каждой личности, описанию
ее своеобразия и особенностей)
Слайд 10Основные задачи:
1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик
человека, изучение их структуры.
2. Изучение пределов, в которых
психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность).
3. Изучение различий между группами людей.
4. Выявление факторов, лежащих в основе индивидуально-психологических различий.
Предмет:
индивидуальные различия между людьми.
Слайд 12Задатки
— врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на
развитие его способностей.
Способности
— это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями
успешного осуществления определённого рода деятельности.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.
Одаренность
— это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей.
— это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности».
Слайд 13Методы дифференциальной психологии:
—Аппаратные методы (предназначены, в основном, для изучения психофизических
основ поведения человека).
—Психогенетические методы (применяются для выявления причин возникновения индивидуальных
психических особенностей).
—Собственно, психологические методы (наблюдение, эксперимент, тест и др.).
Слайд 14Собственно психологические методы
Наблюдение
Эксперимент
Беседа
Тесты и опросники
Слайд 15Основные разновидности тестов личности
Личностные опросники (MMPI, 16 факторный опросник Кеттела,
тест Гилфорда на социальный интеллект и т.п.)
Проективные методики (Пятна Роршаха,
ТАТ, рисуночные методики и т.п.)
Слайд 16Темперамент
– это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с
динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера–
это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
— это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни.
От темперамента человека зависят:
скорость возникновения психических процессовскорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятияскорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышленияскорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;
темп и ритм деятельности;
интенсивность психических процессовинтенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсиянаправленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).
Слайд 17Темперамент
«надлежащее соотношение
частей»
холерик
— сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
флегматик — сильный,
уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
меланхолик — слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности.
Слайд 18Характер
структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и
поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под
этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.
Слайд 19Акцентуации характера
это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт.
акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим
нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно.
Слайд 20Характер и темперамент
1) характер формируется в процессе жизни, а темперамент возникает
биологически (при рождении).
2) темперамент отличается стабильностью, характер постоянно меняется.
3) характер зависит от
мотивов и воли, темперамент - нет.