Слайд 2Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс,
экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось
бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.
Слайд 3Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему?
Слайд 4Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации
на этнической почве.
Слайд 5Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей
свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Среди подростков виден
рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.
Слайд 6Что же такое толерантность?
В краткой философской энциклопедии это слово
латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода
взглядам, нравам, привычкам.
Слайд 7Толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово
“толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском
– готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Слайд 8Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября
стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла
план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе.
Слайд 9Главный документ в работе школы по данному вопросу является Программа
“Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе”.
Слайд 10По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям:
Политическая толерантность –
терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим
позициям, признание права на свои политические направления.
Слайд 11Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке,
допущение разных теорий и научных школ.
Слайд 12Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять
и простить их несовершенства.
Слайд 13Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.
Слайд 14Так как же трактуют вопрос о толерантности в современной отечественной
педагогике, психологии, социологии.
Слайд 15В психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или
социальной системы, принятия другой системы или ее элементов.
Слайд 16В социологии, что толерантность – “культурная” направленность, где в основе
лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.
Слайд 17Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель,
которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны
культурой мира.
Слайд 18В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных
отношений.
Слайд 19Толерантность - это способность человека (или группы) сосуществовать с другими
людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни .
Слайд 20Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил уровни
развития толерантности:
Слайд 21I. Обучение толерантности.
Развитие у ребенка, взрослого терпимости в отношении
культурных особенностей других этносов.
Формирование готовности допускать в их оценке
отклонения от признанных в обществе стандартов.
Слайд 22II. Изучение и поддержка другой культуры.
Путем понимания и принятия
культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше
понять ее.
Слайд 23III. Уважение культурных различий.
Становление личности, предполагающей высокую оценку другой
культуры.
Слайд 24Следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической
литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей
жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. В психологии рассмотрели основные черты и отличия:
Слайд 25Толерантные люди
Знание самого себя. Относятся к себе критически, сами
стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.
2.
Защищенность.Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.
3. Ответственность.Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.
4. Потребность в определении.Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.
5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях).Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.
6. Чувство юмора.Толерантный человек способен посмеяться над собой.
7. АвторитаризмТолерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.
Слайд 26Интолерантные люди.
1.Знание самого себя. Замечают у себя только достоинства,
обвиняют других.
2. Защищенность.Опасается своего социального окружения и самого себя: во
всем видит угрозу.
3. Ответственность.Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.
Потребность в определении. Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).
Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях). Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.
Чувство юмора. Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.
Авторитаризм. Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.
Слайд 27Роль взрослого в решении этой проблемы очень высока. Взрослый человек
может и должен:
воспитывать в духе мира;
признавать способности каждого
и уважать чувство и позицию каждого;
быть примером для детей;
уметь слушать;
поддерживать эмоциональные привязанности;
развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
избегать жестких иерархических отношений;
не допускать проявлений авторитаризма;
поощрять совместную деятельность.
Слайд 28Дети должны хорошо понимать, что толерантный человек и интолерантный человек
– это две противоположности и в человеке, как частичке этого
безграничного мира, также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и пассивность, доброта и жесткость, свобода и независимость.
Слайд 29Предполагаемый результат педагогической деятельности – это личность, которой присущи:
принятие
себя и других людей таких, какие они есть;
установление доброжелательных
отношений с окружающими;
способность к глубокому пониманию жизни;
активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
развитие творческих способностей;
умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
способность брать на себя ответственность;
приложение усилий для достижения поставленных целей.
Слайд 30Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что
толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к
важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.