Слайд 1Зороастри́зм ( маздеизм)
Одна из древнейших религий, берущая начало в откровении
пророка Заратуштры В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих
мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана. К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии.
Основы вероучения
Вера в Ахура Мазду — «Мудрого Господа» как Благого Творца.
Вера в Заратуштру как единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.
Вера в существование духовного мира (мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире.
Вера в Ашу (Арту) — изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро.
Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла.
Вера в семь Амешаспентов как семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности.
Вера в Дадодахеш и Ашудад — то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей.
Вера в святость природных стихий и живой природы как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них.
Вера во Фрашо-керети (Фрашкард) — эсхатологическое чудодейственное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с Саошьянтом — Спасителем мира.
Периодизация зороастризма
Архаичный
период (до 558 до н. э.): время жизни пророка Заратуштры и существования зороастризма в форме устной традиции;
Ахеменидский период (558—330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов, создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма;
Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. — 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства, буддизм значительно потеснил зороастризм в империи Кушанов;
Сасанидский период (226—652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты под руководством Адурбада Махраспандана, развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями;
Исламское завоевание (652 н. э. — середина XX века): упадок зороастризма в Персии, гонения на последователей зороастризма, возникновение парсийской общины Индии из эмигрантов из Ирана, литературная деятельность апологетов и хранителей традиции под властью мусульман.
Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.
Слайд 5Сущность Ахура Мазды
Творец бытия
Вершитель суда
Родственник человека
Покровитель царей (Ахеминидский период)
Слайд 6Аша и Друдж
Аша (aša- из *arta) — это закон вселенской гармонии,
истина, правда, добро (отец Аши — Ахура Мазда).
Друдж — это антитеза Аши,
буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.
Слайд 9Ормузд борется с Ангра (справа)
Слайд 10
Исповедание веры
Маздаясна (почитателем Мазды)
Заратуштри (последователем Заратуштры)
Видаэва (противником дэвов — безнравственных арийских божков)
Ахуро-ткаэша
(приверженцем религии Ахуры)
Слайд 12Авеста — собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более
нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским».
Слайд 13РАЙ И АД
Условия попадания в рай («Дом Песни»): благие мысли,
благие слова и благие деяния и высшую ступень
Условия попадания в
ад («Дом Лжи»): дурные мысли, дурные слова, дурные деяния
Слайд 16Реверс монеты Ормизда II, изображение алтаря огня и двух священников
Слайд 17Березасаванг (Высокоспасительный) — горящий перед Ахура Маздой в раю.
Вохуфриян (Благодружественный) — горящий
в телах людей и животных.
Урвазишт (Приятственнейший) — горящий в растениях.
Вазишт (Действеннейший) —
огонь молнии.
Спаништ (Святейший) — обычный земной огонь, в том числе и огонь Варахрам (Победоносный), тот, что горит в храмах.
Слайд 18Ориентировочно между VI и первой половиной V века до н. э
Слайд 19«Могли бы вы мыслить Бога? — Но пусть это означает
для вас волю к истине, чтобы всё превратилось в человечески
мыслимое, человечески видимое, человечески чувствуемое! Ваши собственные чувства должны вы продумать до конца».
«На горизонте бесконечного. Мы покинули сушу и пустились в плавание! Мы снесли за собою мосты — больше, мы снесли и саму землю! Ну, кораблик! Берегись! Вокруг тебя океан: правда, он не всегда ревет и порою лежит, словно шелк и золото, грезя о благе. Но наступит время, и ты узнаешь, что он бесконечен и что нет ничего страшнее бесконечности. О, бедная птица, жившая прежде на воле, а нынче бьющаяся о стены этой клетки! Горе тебе, если тебя охватит тоска по суше и дому, словно бы там было больше свободы, — а „суши“-то и нет больше!».
«…среди людей так мало осталось благородства: признаком его всегда будет отсутствие страха перед собою, когда мы не ждем от себя ничего постыдного, когда летим, очертя голову, куда нас влечет».
«„Враг“ должны вы говорить, а не „злодей“; „больной“ должны вы говорить, а не „негодяй“; „сумасшедший“ должны вы говорить, а не „грешник“».
«Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам?».
«Убивают не гневом, а смехом. Вставайте, помогите нам убить дух тяжести!».
«…не существует ничего, о чём ты говоришь: нет ни чёрта, ни преисподней. Твоя душа умрёт ещё скорее, чем твоё тело: не бойся же ничего!»
Слайд 20«Если есть враг у вас, не платите ему за зло
добром: ибо это пристыдило бы его. Напротив, докажите ему, что
он сделал для вас нечто доброе».
«Необыкновенна и бесполезна высшая добродетель, блестяща и кротка она в своём блеске: дарящая добродетель есть высшая добродетель».
«„Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек“ — такова должна быть в великий полдень наша последняя воля!».
«Но я хочу совсем открыть вам своё сердце, друзья мои: если бы существовали боги, как удержался бы я, чтобы не быть богом! Следовательно, нет богов».
«Поистине, слишком хорошо понимаю я знамение снов и предостережение их: моё учение в опасности, сорная трава хочет называться пшеницею!».
«Некогда говорили: Бог, — когда смотрели на дальние моря; но теперь учил я вас говорить: сверхчеловек».
«Воля освобождает: таково истинное учение о воле и свободе — ему учит вас Заратустра».
«Проповедники равенства! Бессильное безумие тирана вопиет в вас о „равенстве“: так скрывается ваше сокровенное желание тирании за словами о добродетели!»
«Когда выдают они себя за мудрых, меня знобит от мелких изречений и истин их; часто от мудрости их идёт запах, как будто она исходит из болота; и поистине, я слышал уже, как