Слайд 2План занятия – урока.
1.Филофоская категория «БЫТИЕ».
2.Формы бытия человека.
Слайд 31.ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ «БЫТИЕ».
Бытие –философская категория, обозначающая существование, реальность. Соответственно, бытием обладают
не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности.
Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия.
Слайд 41.
Бытийственная проблематика в философии оформилась в особую философскую дисциплину —
онтологию (учение о бытии, его формах, атрибутах и принципах).
Термин
«онтология» впервые появился в философии Р. Гоклениуса (1613 г.), тогда как первые вопросы и проблемы относительности сути бытия, как было отмечено выше, волновалиумы философов уже со времен античности.
Слайд 52. ФОРМЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Обыденное мышление, воспринимает термины «быть», «существовать», как
синонимы.
Философия же долгое время использовала понятие бытия для обозначения
не просто существования, т. е. того, что есть, а того, что гарантирует существование. И в этом смысле «бытие» оказывалось синонимом не внешних характеристик предмета, а его сущности, внутренних закономерностей.
Именно в таком своем значении и появляется впервые категория бытия у древнегреческого философа Парменида. Платон, Аристотель, Демокрит, Фома Аквинский, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, М. Хайдеггер и другие философы предложили свои оригинальные трактовки бытия, сосредоточившись на том или ином конкретно-историческом понимании бытия и его форм.
Слайд 7В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает - жизнь его
тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в
зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.
Слайд 8Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный аспект человеческого
бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а
в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индивидуальное бытие – основание для бытия личности.
Слайд 9Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как
бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг
другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.
Слайд 10Образец задания
A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о бытии
человека?
А. Индивидуальное бытие человека не зависит от его природных данных.
Б.
Индивидуальное бытие человека не зависит от общественно-исторических условий существования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4.
Слайд 11В центре социального бытия – труд. Человеческая деятельность:
Деятельность – человеческая форма
активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и
преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.
Структура деятельности человека:
Субъект, с его целями, мотивами и потребностями, интересами, знаниями и навыками.
Объект – то, на что направлена деятельность.
Слайд 12Виды деятельности человека:
1) Материальная деятельность.
2) Социально-преобразовательная деятельность (политическая и правовая
деятельность, регулирующая социальную жизнь людей).
3) Духовная.
4)Коммуникативная (процесс общения).
5)Игровая деятельность.
6)Деятельность по
обслуживанию людей.
Слайд 13Личностный аспект бытия человека – усвоение индивидом достижений человеческой культуры.
Эгоизм потребностей перекрывается поступками и действиями «окультуренного существа».
Слайд 14Индивидуальный аспект человеческого бытия (рассматривает жизнь человека от рождения и
до смерти). Бытие зависит от природных данных, от общественно-исторических условий.
Первичная предпосылка бытия человека – это потребности его тела. В природном мире человек существует как тело и зависит от циклов развития природы. Чтобы дать жизнь духу, надо обеспечить жизнь телу.
Слайд 15ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ по теме.
1.Думаем
2.Говорим.
3.Запоминаем.