Разделы презентаций


Человек как личность

Содержание

1. Человек как предмет психологии. Один из наиболее популярных в советской психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Им был разработан принципиально новый

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 3. Человек как личность
План:
1. Человек как предмет психологии.
2. Подходы

к изучению личности. Теории личности.
3. Личность и индивидуальность.

Лекция 3. Человек как личностьПлан:1. Человек как предмет психологии.2. Подходы к изучению личности. Теории личности.3. Личность и

Слайд 21. Человек как предмет психологии.
Один из наиболее популярных

в советской психологии подходов к изучению человека был предложен

Б. Г. Ананьевым.
Им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека.
Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека.
1. Человек как предмет психологии.  Один из наиболее популярных в советской психологии подходов к изучению человека

Слайд 3Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект

деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего,

индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.Понятие «индивид» имеет несколько

Слайд 4Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)

Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)

Слайд 5Человек как индивид обладает определенными свойствами.
Ананьев выделял первичные и

вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем

людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу),
а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела),
нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий.
Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил

Слайд 6Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность».


Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений

и сознательной деятельности.
Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность».  Под личностью понимается индивид как субъект

Слайд 7Структура понятия - «личность»

(по Б. Г. Ананьеву)

Структура понятия - «личность»         (по Б. Г. Ананьеву)

Слайд 8Структура понятия «индивидуальность» (по Б. Г. Ананьеву)

Структура понятия «индивидуальность»  (по Б. Г. Ананьеву)

Слайд 92. Подходы к изучению личности. Теории личности.
Проведение

теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и

они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.
2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень

Слайд 10Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался

до начала XIX в.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период

явились вопросы о нравственной и социальной природе человека.
Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п.
Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы (наблюдения за больным) к исследованию личности были единственными, в рамках которых предпринимались попытки проникновения в сущность данного феномена.
Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в.Основными проблемами психологии личности

Слайд 11Второй период исследований начался с XX в.
Поскольку начало XX в.

характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии, была предпринята попытка

ввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. В связи с этим первоочередной задачей для психологов на долгие годы стала разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.
Второй период исследований начался с XX в.Поскольку начало XX в. характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии,

Слайд 12Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности.


Так, Р. С. Немов насчитывает по крайней мере

48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации.
По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.
Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности.  Так, Р. С. Немов насчитывает по

Слайд 13К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека

исходя из его психологических, или внутренних, характеристик.
С точки зрения социодинамических

теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности.
Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик.С

Слайд 14Следующим основанием для разделения теорий на типы является способ получения

данных о личности.
С этой точки зрения все

теории можно разделить на экспериментальные и неэкспериментальные.

К экспериментальным теориям личности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.

В свою очередь к неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
Следующим основанием для разделения теорий на типы является способ получения данных о личности.  С этой точки

Слайд 15Другим основанием для классификации теории является точка зрения авторов на

личность как структурное или динамическое образование.
К числу структурных относят

теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.
Другим основанием для классификации теории является точка зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование. К

Слайд 16Также существует целый ряд теорий личности, возникших в рамках возрастной

и педагогической психологии.
Теории этого типа построены на рассмотрении ограниченного

возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности.
Кроме этого существуют теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.
Также существует целый ряд теорий личности, возникших в рамках возрастной и педагогической психологии. Теории этого типа построены

Слайд 17Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на

что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и

качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.
Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние

Слайд 183. Личность и индивидуальность.
Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и

свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности

индивида, ее неповторимость, уникальность.

Индивидуальность проявляется в чертах характера и темперамента, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.

Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязи между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитания, особенности строения семьи и обращении с ребенком.
3. Личность и индивидуальность. Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие

Слайд 19 Понятие личность включает в себя только социальные свойства

и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки

и т.д. и которые делают его общественным существом.

Это позволяет сделать вывод: понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.
Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь,

Слайд 20
Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического

развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью.



Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.
Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным

Слайд 21Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил:


1) разумность,
2) ответственность,
3) свободу,
4) личное достоинство,
5)

индивидуальность.
Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4)

Слайд 22Литература:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2010. —

592 с.
2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.:

Изд-во МГУ, 2008.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 2007.
4. Годфруа Ж. Что такое психология? – М.: Изд-во «ВАРНА», 2008.
5. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 448 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006.
Литература:1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2010. — 592 с.2. Бодалев А. А. Психология о

Слайд 23


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика