Слайд 1Обществознание
6 «А» класс
Урок обобщающего повторения
по теме: «ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ
ИЗМЕРЕНИИ»
Презентацию подготовила:
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №18» ИГО СК
А.С.
Гридина
Слайд 2Что такое «обществознание»?
Обществознание – это комплекс научных дисциплин, изучающих
различные стороны жизни общества и человека.
Как «обществознание» может помочь
вам в будущей жизни?
Социология
Психология
Культурология
Экономика
Политика
Право
Слайд 3
Человек – личность
Тема № 1
Слайд 41. Что такое человек?
Древнейшие люди жили более двух миллионов
лет назад в Восточной Африке. Приблизительно 40 тысяч лет назад
человек стал таким же, как люди нашего времени (homo sapiens).
Слайд 51. Что такое человек?
Заполните таблицу
Слайд 61. Что такое человек?
Человек – существо биосоциальное
Индивид –
представитель человеческого рода
Индивидуальность
Личность
Слайд 72. Индивидуальность – хорошо или плохо?
Игра «Я…..»
Составьте
словестный портрет себя, указывая не менее 5 – 7 черт
(например: я – красивый, я – умный, у меня зеленые глаза и т.д.). А теперь разделитесь на пары и прочитайте друг другу, какие качества вам удалось у себя обнаружить.
К какому выводу мы можем прийти?
Слайд 82. Индивидуальность – хорошо или плохо?
Индивидуальность - это неповторимость
и своеобразие человека то, что делает его непохожим на других
людей.
Индивидуальные черты могут передаваться по наследству или приобретаться в процессе жизни. Индивидуальность определяет способности человека к деятельности, ее успешность.
Слайд 93. Что такое личность?
Личность - это совокупность социально значимых
качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни и необходимы
человеку для жизни в нем.
Сознание - отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
Понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей;
Способность человека к разной деятельности( игра, труд, учёба).
Слайд 103. Что такое личность?
Примеры социально значимых качеств личности
Интеллектуальные:
образованность, т.е. владение в той или иной степени научными знаниями,
умение обучаться, анализировать и осмысливать явления окружающей действительности, способность предвидеть последствия своих поступков и т.д.
Нравственные: осознание требований общественной морали, чувство долга, социальная ответственность, законопослушность, дисциплинированность, верность данному слову, обязательность.
Гражданско-политические: неравнодушие, патриотизм, толерантность.
Социально-хозяйственные: трудолюбие, бережливость, хозяйственная предприимчивость, новаторство.
Слайд 114. Сильная личность
Сильная личность – это личность, которая не смотря
на свои недостатки может их преодолеть.
Приведите примеры сильной личности
Слайд 12 Скажите, все вы читали роман английского писателя Даниеля Дефо «Робинзон
Крузо» или возможно вы смотрели фильм? Что ему помогло выжить
на острове?
Качества сильной личности:
1__________
2__________
3__________
4__________
5__________
?
Слайд 141. Познание мира
И познаете истину, и истина сделает вас
свободными
Слайд 15 Понятия «познание» и «знание»
Познание – это процесс деятельности
человека, направленный на получение знаний об окружающем мире.
Знание — это
результат познания.
Проблема познаваемости мира
Пессимисты
отрицают
познаваемость
мира
Оптимисты
утверждают,
что мир
принципиально
познаваем
Скептики
утверждают,
что познавание
возможно, выражая
сомнение
в достоверности
полученного знания
Слайд 16Противоположности истины
Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету;
Ложь – преднамеренное введение в заблуждение.
Слайд 17«Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны»
1.
Как вы понимаете данное высказывание? Подтвердите его не менее 3
примерами.
2. Какое дело у тебя получается лучше всего? Объясни причины успеха.
Слайд 182. Самопознание
Самопознание – это процесс познания себя.
1. Зачем
человек познает себя?
2. Что может формироваться в процессе познания
себя?
«Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнаёт, что он царь»
Л.Н. Толстой
Слайд 192. Самопознание
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих
способностей, качеств и возможностей.
Завышенная
Объективная
Заниженная
Слайд 202. Самопознание
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы.
Способности
– индивидуальные качества человека, которые позволяют ему успешно заниматься определенного
рода деятельностью.
Уровни развития способностей:
Одаренность – сочетание развитых способностей.
Талант – это выдающиеся способности.
Гениальность – высший уровень развития способностей и талантов.
Слайд 212. Самопознание
Обратитесь к рубрике «Картинная галерея»
Почему художник дал
такое название картине? О чем мечтают друзья, глядя на небо?
Может ли их мечта осуществиться и что для этого нужно?
Слайд 22Человек и его деятельность
Тема № 3
Слайд 23Что объединяет эти пословицы?
Без труда не вытащишь и рыбку
из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
И
швец, и жнец, и на дуде игрец.
Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
Не умел шить золотом, так бей молотом.
Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Слайд 251. Понятие «деятельность»
«Пчела мала, да и то работает»
Как вы
считаете, только человек может
заниматься деятельностью?
Слайд 261. Понятие «деятельность»
Деятельность человека и поведение животных
Разумная
деятельность
Преобразование
(создание искусственной среды обитания)
Целеполагание
Инстинкты
Приспособление
(путем перестройки
собственного
организма)
Целесообразность
Слайд 273. Виды деятельности
Ученые выделяют четыре вида деятельности:
труд, игра,
учение, общение
Распределите виды деятельности по основным возрастным этапам человека:
дети, младшие подростки, старшие подростки, взрослые
Слайд 283. Виды деятельности
Труд
Направлен на получение практически полезного результата;
Осуществляется
под влиянием необходимости;
Конечная цель – преображение окружающей действительности.
Игра
Носит условный характер;
Играющие выбирают определенные роли;
Любая игра основана на выполнении определенных правил;
Присущ животным.
Учение
Наличие постоянного управления со стороны;
Необходимый компонент обучения;
Способствует развитию личности.
Общение – происходит обмен эмоциями и информацией.
Слайд 29Обсудим вместе: Живет на свете человек. Все у него есть.
Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни
к чему не стремиться. Как вы считаете, такое возможно?
Слайд 321. Потребности
Обратитесь к рубрике «Жил на свете человек»
на
стр. 35 и ответьте на вопросы
Вспомните произведение А.С.Пушкина «Сказка
о золотой рыбке», проанализируйте его и дайте оценку поступкам героев с точки зрения изучаемой нами темы.
- Перечислите, какие виды потребностей возникли у старухи?
- Перечислите, какие потребности не возникли.
- Какие выводы можно сделать из сюжета сказки?
Слайд 332. Мир мыслей и чувств
Духовный мир – это внутренний
мир человека, мир его мыслей и чувств.
Слайд 342. Мир мыслей и чувств
Мышление - это высшая форма познавательной
деятельности человека, процесс опосредованного отражения действительности, процесс поисков и открытия
нового.
Слайд 36На пути к жизненному успеху
Тема № 5
Слайд 371. Что такое жизненный успех?
Если вы хотите добиться успеха,
избегайте шести пороков: сонливости, лени, страха, гнева, праздности и нерешительности
Продолжите
фразу «Жизненный успех – это»
Слайд 38Можно ли этих людей назвать успешными? Аргументируйте свой ответ. Какие
качества личности позволили им стать успешными?
Можно ли сказать, что
те люди, которые не знамениты – не успешны?
Слайд 392. Слагаемы жизненного успеха
Нам необходимо составить формулу жизненного успеха
?
+ ? + ? + = Успех
И если цель
тебе видна.
Иди, не бойся оступиться,
На то и жизнь тебе дана
1
Слайд 402. Слагаемые жизненного успеха
«Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до
творчества»
Максим Горький
Считаете ли вы эту формулу правильной? Может необходимо что-то еще дополнить?
Слайд 41Работа в парах: проверка опережающего домашнего задания и выставление друг
другу оценок :
Практикум, с. 48 №4
Слайд 42Домашнее задание:
Повторить § 1-5, Практикум: с. 48, №3