Слайд 1Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не
могут быть осуществлены без помощи тех, кто его окружает, тех,
кто находится рядом.
Задание: внимательно рассмотрите предложенную схему и попробуйте в ней разобраться.
Слайд 2 Большой круг общения
Следующий круг общения
Ближайший круг общения
Слайд 3Ближайший круг общения
Родные и близкие,
одноклассники, учителя,
соседи и другие
люди
Следующий круг общения
Незнакомые вам люди,
организации,
учреждения
Самый большой круг
общения
Граждане
Российской Федерации
В
каком же мире людей мы с вами живем? Как можно
назвать единым словом
этот многоликий, разносторонний,
но очень интересный мир?
ОБЩЕСТВО
Слайд 4
Уроки № 1-2.
Тема: «Что такое общество?»
Слайд 5Цели и задачи:
Познакомимся с понятиями «общество», «страна», «государство»;
Охарактеризуем и
проанализируем общество как человеческий организм;
Дадим характеристику сферам общества: экономической,
политической, духовной и социальной;
Постараемся выяснить роль и значение сообщества в жизни людей;
Будем учиться выражать свое отношение к обществу людей и задумаемся над той ролью, которую исполняет человек в сообществе.
Слайд 6План изучения нового материала:
Понятие «общество».
Страна, государство, общество.
Структура общества.
Сообщество.
Слайд 8Задумаемся…
Что же такое общество?
Задание: авторы рабочей тетради представили общество
в виде следующих образов: часов, муравейника, человеческого организма.
Давайте
сыграем в игру «Ассоциация».
Какие ассоциации возникают у вас при слове «общество»?
Слайд 9Задание:
Вспомните и приведите примеры тех случаев, в которых употребляется слово
«общество».
Как вы считаете, что объединяет все ваши версии?
Слайд 10Задание:
Перед нами поставлена следующая задача: исследовать историю формирования человеческого общества
и познакомиться с представлениями ученых древности о нем. Поможет нам
успешно справиться с задачей материал учебника на страницах 7–8.
Слайд 11Вопросы к тексту:
1. Какие общества выделяют ученые?
2. Дайте характеристику первобытного
общества.
3. Изложите мнение Платона относительно условий формирования настоящего общества.
4. Что
подразумевали под понятием «общество» в античности?
5. Какую главную черту в обществе выделял ученый древности Аристотель? Почему? Восстановите ход его рассуждений.
6. Согласны ли вы с его мнением? Свой ответ аргументируйте.
7. Как объясняли понятие «общество» древние греки?
8. Каково было представление об обществе у древних римлян? Отличается ли оно от мнения греков? Чем? С кем вы больше согласны? Почему? Свой ответ аргументируйте.
9. Сделайте общий вывод о представлениях древнейших ученых относительно сущности зарождающегося общества.
Слайд 12 Наши выводы:
Общество складывалось в процессе взаимодействия людей друг
с другом.
♦ Общество возникло на основе согласия, свободной воли и
устанавливаемой совместно цели.
Слайд 132. Страна, государство, общество.
Сегодня человеческим обществом иногда называют целый народ,
государство, страну. Но одно ли это и то же? Попытаемся
ответить на этот вопрос, используя знания, полученные вами во время изучения истории Древнего мира в пятом классе.
Слайд 14Задание:
Вася Веснушкин получил домашнее задание по обществознанию: приготовить сообщение на
тему: «Страна, государство, общество». Но вместо него задание выполнила мама,
она выписала на отдельных листах характерные черты понятий «Страна», «Общество», «Государство». Но поднявшийся ветер перепутал листочки.
Помогите Васе, используя рабочие материалы.
Слайд 15Анализируем и делаем выводы…
Как вы думаете, что объединяет все эти
понятия между собой?
А чем они отличаются друг от друга?
Приведите
аргументы в защиту высказанных позиций.
Слайд 163. Структура общества.
Задание: объясните, как вы понимаете выражение: «Общество похоже
на человеческий организм»?
Слайд 17Сделаем выводы…
Действительно, общество напоминает человеческий организм. Ведь каждая часть нашего
организма выполняет какую-то свою важную задачу и не может существовать
отдельно от других органов. Так же устроено и человеческое общество. Представим его в виде дома из четырех этажей.
Слайд 18Первый этаж
Второй этаж
Третий этаж
Четвертый этаж
Духовная жизнь общества
Политическая жизнь общества
Экономическая жизнь
общества
Социальная жизнь общества
Слайд 19Первый этаж
Это основание нашего здания. В нем находится все
необходимое для нашей с вами жизни. Этот этаж обеспечивает нас
продовольствием, одеждой, обувью и т.д. Это экономический этаж. Слово «экономика» состоит из двух греческих корней: ойкос, что означает «дом», и номос – «хозяйство», то есть «экономика» – это «домашнее хозяйство». В современном понимании под экономикой подразумевается прежде всего хозяйство страны, ее народа.
Слайд 20Второй этаж
Составляет социальные отношения. Латинское слово «социум» означает «общество».
На этом этаже мирно уживаются между собой общественные классы, слои,
нации, народности, различные группы, объединенные по полу или возрасту. Они отличаются друг от друга по уровню материального благосостояния, культуры, образования.
Слайд 21Третий этаж
Это очень важный этаж. Слово «политика» греческого происхождения,
обозначало в глубокой древности «общее, общественное дело». С помощью политики
регулируется жизнь общества. Здесь находятся учреждения, организации, государство.
Слайд 22Четвертый этаж
Это духовная жизнь нашего общества. На этом этаже
мы получаем знания, наслаждаемся прекрасным, формируем свои взгляды. И хоть
он самый последний, но в жизни людей играет очень важную роль.
Слайд 23Выполняем задание:
Работая с текстом учебника (стр. 10), заполните таблицу.
Сферы общества
Слайд 24Проблемная дискуссия:
Посмотрите на наш условный дом.
Согласны ли вы с
подобной последовательностью расположения этажей?
Возможно, вы расположите указанные сферы в другой
последовательности?
Объясните свой выбор.
Можно ли выделить среди них главные и второстепенные? Почему?
Слайд 25Подводим итоги дискуссии…
Все сферы жизни взаимосвязаны и взаимозависимы друг от
друга. Нельзя выделить какую-либо из них.
Слайд 264. Сообщество
Мы часто употребляем такие слова, как «сообщество» и
«организация». Что объединяет эти понятия, а что отличает их друг
от друга?
Задание: представьте себе, что мы получили задание провести заседание «круглого стола», где с докладами должны выступить две группы ученых, которые исследуют и проанализируют сущность понятий «сообщество» и «организация». Разделимся на три группы и, воспользовавшись материалом учебника (стр. 11–12), подготовим тезисы к своим выступлениям.
Слайд 27Задания по группам:
Группа 1 исследует материал и готовит сообщение по
понятию «сообщество».
Группа 2 исследует материал и готовит сообщение по понятию
«организация».
Группа 3 будет выполнять роль аналитиков. Их задача – анализ указанных понятий, т.е. в ходе обсуждения обнаружить черты сходства и различия.
Слайд 28Сходство:
И сообщество и организация – это группы людей.
И сообщество и
организации имеют общие цели.
Слайд 29Различия…
Сообщество имеет свои общие идеалы, к которым трепетно относится. В
организацию могут входить люди, которые могут не сходиться в своих
идеалах.
Сообщество строится иначе, чем организация.
Сообщества возникают как бы сами собой. Организации чаще всего возникают по определенной воле руководителя организации.
Работая в организациях, люди играют определенные роли. После работы они снимают свои театральные маски и превращаются в обыкновенных людей.
Организации могут достаточно долго существовать.
Слайд 30Задумаемся?
Как вы думаете, к сообществу или к организации следует
причислить школу? Свое мнение аргументируйте.
Слайд 31Задание:
Разделитесь на три группы, каждая из которых должна озвучить
ту роль, которую она представляет.
Группа 1 – роль, которую вы
играете в семье.
Группа 2 – роль, которую вы играете в школе.
Группа 3 – роль, которую вы играете на улице.
Слайд 32Подведение итогов занятия:
С какими новыми понятиями мы познакомились?
Задание: проверим, насколько
хорошо вы их усвоили. Перед вами предложение с пропущенными словами.
Вставьте в данное предложение одно из понятий: страна, государство, общество.
Слайд 33Выполни задание:
____________________ Германия располагается в центре Европы. Первые _____________ возникли
на Древнем Востоке. _________________ строго следит за исполнением законов. _________________
можно разделить на экономическую, политическую, духовную и социальную сферы.
Слайд 34Как вы думаете?
Как вы думаете, зачем человек входит в сообщество,
в организации?
Как вы понимаете высказывание В. Шекспира: «Весь мир
– театр, и люди в нем – актеры…»? Согласны ли вы с этим высказыванием?
Слайд 35Домашнее задание:
Выучить § 1–2 учебника. Письменное задание на выбор:
Написать
небольшое сочинение на тему «Как я выполняю роль ученика».
Составьте небольшой
рассказ на одну из тем:
«Античное общество, или Как я оказался в античном обществе».
«Средневековое общество, или Как я оказался в средневековом обществе».
«Современное общество, или Как я живу в современном обществе».