Слайд 1Что такое
технология развития критического мышления?
Слайд 2Заметки на полях…
Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться,
не начинает устаревать мгновенно…
Оно готовит обучающихся к тому, чтобы
вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте.
Чарльз Темпл
Слайд 3Что значит «думать критически»?
Проявлять любознательность;
Быть исследователем;
Уметь задавать вопросы;
Искать и находить
ответы;
Понимать суть причинно-следственных связей;
Сомневаться в известных истинах;
Определять и отстаивать свою
точку зрения;
Оказывать уважение и проявлять внимание к доводам оппонента.
Слайд 4В России об этом знали давно:
П. Ф. Каптерев (1849 – 1922)
«… создавать у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания»
Стройность и цельность рассуждений, критическое отношение к чужим и собственным мыслям, идеям, теоретическим предположениям, наблюдательность, готовность к самостоятельной работе.»
Слайд 5И развивали эту идею:
П. П. Блонский (1884 – 1941)
«…Умение отличить
возможное от невозможного, выделять в тексте, факте основное, использовать аргументы при доказательстве или опровержении своих и чужих суждений и предположений, «узнавать» несообразности и «нелепости» в рассуждениях.»
Слайд 6Особенности развитого критического мышления:
Оценочность
Открытость новым идеям
Собственное мнение
Рефлексия собственных суждений
Слайд 7Необходимые умения:
Применять в спорах аргументы
Смотреть на старые идеи с новой
точки зрения
Отличать факты от предположений
Различать обоснованные и необоснованные оценки
Выделять причинно-следственные
связи
Видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале
Слайд 8Новое в понимании КМ
Открытость для новых идей
Стремление к избеганию ошибок
в собственных суждениях
Знание разницы между возможно правильным и неправильным
Осознание своего
непонимания
Разграничение обоснованных и необоснованых ошибок
Слайд 9Основа технологии развития критического мышления:
Три фазы:
Вызов
Осмысление новой информации
Рефлексия
Слайд 101 ФАЗА: «ВЫЗОВ»
ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
актуализация имеющихся знаний, представлений;
пробуждение познавательного интереса к
изучаемой теме;
учащиеся определяют направления в изучаемой теме;
Слайд 12Графические организаторы: «Кластеры»
выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление
в определенном порядке в виде грозди
Важно в тексте, с которым
работаешь:
Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Слайд 152 ФАЗА: «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)
ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
организация активной работы с
текстом,
удовлетворение познавательных «запросов»;
формирование отношения к тексту;
Слайд 162 ФАЗА: «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)
Слайд 17Стратегия «Инсерт» («Условные
значки»)
Слайд 21Концептуальная таблица
Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех
и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали
располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Слайд 23Как составить умственную карту? Авторы методики Т.и Б. Бьюзены
Начните
в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить
своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях.
Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что по своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать ваше внимание.
Слайд 24Как составить умственную карту?
3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем,
что цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам различать сферы творческой
мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, привлекает интерес.
4. Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями.
Слайд 25Как составить умственную карту?
Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему?
Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще
видите в природе.
Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей.
Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.
Слайд 26Как составить умственную карту?
Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему?
Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще
видите в природе.
Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей.
Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.
Слайд 27Методика «Бортовой журнал»
Схема заполнения журнала
Имя_____________________________________Тема______________________________________
Дата______________________________________Время работы_____________________________
Слайд 283 ФАЗА: «РЕФЛЕКСИЯ»
ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
соотнесение старых и новых представлений;
обобщение изученного материала;
определение
направлений для дальнейшего изучения темы.
Слайд 30Прием “Синквейн”
1. Первая строка – ключевое слово ( одно существительное,
местоимение).
2. Вторая строка – описание темы (два прилагательных).
3. Третья строка
- описание действия (три глагола, деепричастия...)
4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строчка - это синоним (метафора), ассоциация (одно слова, которое повторяет суть темы.
Слайд 31Для чего можно использовать синквейны?
Синквейны очень полезны в качестве:
1) инструмента
для синтезирования сложной информации;
2) средств оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства
творческой выразительности.
Слайд 32Примеры синквейнов:
Звезды.
Далекие, загадочные.
Сияют, светят, мерцают.
Нас притягивают эти
звезды.
Миры
Вода.
Необходимая, желанная.
Спасает, поддерживает, очищает.
Мы не можем без тебя.
Наша
жизнь
Россия.
Милая, неумытая.
Страдающая, терпящая, ожидающая.
Вот-вот приедет добрый барин.
Безвременье
Слайд 33SWOT-анализ
Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны
, угрозы и возможности.
Слайд 34Интересная информация
www.kmspb.narod.ru – сайт Санкт-Петербургского представительства российской ассоциации RWCT
www.ct-net.net –
сайт России – ассоциированного участника международного консорциума RWCT (требуется предварительная
регистрация)
Слайд 35Полезные источники
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках.
– М., Просвещение, 2004.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим
детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.