Слайд 1Древнегреческая цивилизация (морская)
Урок-презентация разработан преподавателем высшей категории Копыловым Ю.Г. в
учебных целях на основе учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова
Л.Н, Лазебниковой А.Ю., Кравченко А.И., презентаций Чернова А.И. и других открытых источников Интернета
Слайд 2План изучения новой темы
Зарождение античной цивилизации
Особенности развития древнегреческой цивилизации
Особенности и
структура греческого полиса
Расцвет античной цивилизации
Афины и Спарта
Слайд 3ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(С 8 В.ДО Н.Э.)
ЧЕРТЫ:
-Классическое рабство,
-Рынок и
денежное обращение
-Полис (город-государство)
-Идея демократии,
ЧЕРТЫ:
-развитие науки и философии,
-ордерная (колонная) архитектура,
-культ спорта,
-литература
и театр всех жанров
Античный – «древний» с греческого языка
Слайд 4ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Fe
Железные
орудия труда
Слайд 5ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Нравственное сознание
Расцвет архитектуры
Слайд 6ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
алфавитное письмо
Философия
Достижения:
-постановка основных проблем
-опора на человеческий
разум,
-появление материализма и
диалектики (натурфилософия),
-развитие математики
(пифагорейцы) -
основа основ -
число, которое
является сущностью мира
Слайд 7Особенности развития древнегреческой цивилизации
скудность земель => нет потребности в
гигантских ирригационных системах => нет потребности в жесткой централизованной власти;
земледелие
не обеспечивало население хлебом =>
колонизация средиземноморья и черноморского побережья => рассевание цивилизации (децентрализация);
развитие торговли и товарно-денежных отношений (ТДО) => знакомство с другими цивилизациями
ориентация ремесла и сельского хозяйства (оливки, виноделие) на внешний рынок => развитие ТДО
Слайд 8Последствия колонизации
отток населения => уменьшение недовольства граждан => уменьшение социальной
напряженности;
огромные возможности для торговли => развитие судостроения и ремесел;
формирование особых
качеств у колонистов при преодолении трудностей: смелости, инициативы, профессионализма, культа личности принципа соревновательности
Слайд 9Греческая община – полис
Полис – город–государство, община–государство. Город и прилегающая
сельская местность. Государство на основе античной формы собственности (частная +
государственная собственность)
Форма правления – республика
(Спарта – олигархия с элементами царской власти)
Слайд 10Особенности греческого полиса
полноправные граждане = собственники земли;
верховный собственник земли –
полис (коллектив граждан);
гражданское ополчение (профессиональных воинов нет, вооружение и доспехи
за свой счет)
Слайд 11Социальная структура общины-полиса
жесткое деление на «своих» и «чужих» (гражданства лишены
метеки (переселенцы), в Спарте периэки (местное население);
рабство в Греции (+
Риме) отличалось от «домашнего» патриархального рабства на Востоке особой жестокостью (кроме Спарты, где илоты имели некоторые права)
Слайд 12Категории рабов:
домашние рабы (формально члены семьи, могли стать вольноотпущенниками); 2-3
раба в семье среднего достатка;
рабы, занятые на строительстве, шахтах, рудниках;
рабы,
занятые в сельском хозяйстве и ремесле;
государственные рабы (илоты в Спарте, клароты на Крите, пенесты в Фессалии) принадлежали всей общине
Слайд 13Полноправные: граждане полиса, земельные собственники.
Неполноправные: чужестранцы, малоимущие (не избирались на
государственные должности), несовершеннолетние юноши, женщины, вольноотпущенники.
Бесправные: рабы.
«РАБСТВО ПО ПРИРОДЕ!»
Аристотель
(384-322 гг. до н.э.)
Слайд 14РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Черты:
-верховый орган-народное собрание
-совпадение политической и воен-
ной организации (граждане-воины)
-экономика:
земледелие, скотоводство,
виноградарство, садоводство.
-замкнутость хозяйства в рамках
полиса
Слайд 15РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Черты:
-полис-высшее благо, человек может существовать только в нем,
-превосходство
земледелия над другой деятельностью
-накопительство осуждается,
-стремление сохранить всю систему полиса неизменной.
Полисная
система ценностей
Слайд 16РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Рабы:
-лишены земли и орудий труда,
- «говорящее орудие»,
-дети -
«приплод»,
- «живой товар».
классическое рабство
Слайд 18Афины и Спарта
Общее:
принципы самоуправления;
общинный демократизм;
коллективизм
Слайд 19Афины и Спарта – отличия:
Афины
Основной производитель – свободный гражданин полиса.
Внешняя
торговля, ТДО, ростовщичество
Спарта
Основные производители – рабы (илоты) и неполноправные периэки
(не спартанцы)
Замкнутая экономика, отсутствие ТДО (товарно-денежных отношений) и даже обмена
Слайд 20Афины и Спарта – отличия:
Афины
3. Ограниченная частная собственность
4. Цель
законов Солона (640 (635) – 550 до н.э.) – поддержка
рядовых общинников (основы войска и главных налогоплательщиков)
Спарта
3. Частная собственность на землю запрещена
4. Цель законов Ликурга (VIII-IX вв. до н.э.) – сохранение патриархального рабства
Слайд 21Спарта
5. Сохранение олигархии с элементами царской власти
6. Надзор государства
над личной жизнью граждан, подчинение личных интересов общинным
Афины и Спарта
– отличия:
Афины
5. Путь к демократии через борьбу с царской властью, тиранией, олигархией
6. Широкие возможности для развития личности
Слайд 22
После воин с Персией 500-449 гг. до н.э. и Пелопонесской
431-404 гг. до н.э. начинается процесс разложения общины (появление несвойственных
черт)
Слайд 23Признаки разложения полиса:
разорение земледельцев после войн, т.е. ослабла главная опора
полиса – связь гражданства с земельной собственностью;
ополчение уступило место наёмному
войску, => разрушена военная организация;
выявилось несовершенство правосудия: непрофессионализм, вымогательство, фальшивые обвинения (доносительство – доходный бизнес);
демагоги (народные избранники) ради популярности давали беспочвенные обещания, раздували социальные конфликты;
росла социальная напряженность
Слайд 24Росла социальная напряженность
Афины: союзники не платили дань, безработица, спекуляция
Спарта: поток
военной добычи обострили противоречия между богатыми и бедными
Главное:
устарела и
изжила себя сама структура полиса как форма государственности;
устарела общинное устройство –
двуединая собственность,
коллективизм,
этническая замкнутость,
автаркия (самообеспечение),
общинный демократизм
Слайд 25Задания для повторения
Ответы на тестовые задания запишите в тетради или
на листке бумаги
Слайд 26Задание для повторения № 1
Верно ли суждение? К античным относят:
А. «Речные» цивилизации Востока.
Б. Цивилизации Древней Греции и Древнего
Рима.
Варианты ответов:
1) Верно только А.
2) Верно А и Б.
3) Верно только Б.
4) Оба неверны.
Слайд 27Задание для повторения № 2
Верно ли суждение? Полис — это:
А. Город-государство.
Б. Гражданская община.
Варианты ответов:
1) Верно только А.
2)
Верно только Б.
3) Верно А и Б.
4) Оба неверны.
Слайд 28Правильные ответы
1 – 3
2 – 3
3 –
4 –
5
-