Слайд 1«Факторы повышения эффективности урока»
Научно-практический семинар
01.12. 2009
«…урок –
это архаика, но колесо ещё древнее, но попробуйте без него
обойтись»
Е. Ямбург
Слайд 2Что такое «эффективность урока»?
Слово «эффективность» в переводе с латинского –
«эффектос» означает выполнение действий, результат, вследствие каких-либо действий.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА
- степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени
Слайд 4Какие затруднения встречаем мы, учителя, на своих уроках?
Какой урок можно
считать эффективным?
От чего зависит эффективность урока?
Э
Ф
Ф
Е
К
Т
И
В
Н
О
С
Т
Ь
У
Р
О
К
А
Слайд 5
Критерии эффективности современного урока
Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение
всего урока.
Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности
других.
Мотивация познавательной деятельности на уроке.
Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.
Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
Достижение целей урока.
Слайд 6педагог
средство
Ф
О
Р
М
А
позиция
П
р
И
Ё
М
З
А
Д
А
Ч
А
Р
Е
З
У
Л
Ь
Т
А
Т
Э
Ф
Ф
Е
К
Т
Ы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
технологическая установка
Слайд 7
От чего зависит эффективность уроков?
1. Подготовка учителя к уроку
Учитывает особенности
класса:
* уровень успеваемости,
* отношение к предмету,
* темп работы,
* подготовленность учащихся,
* отношение к дисциплине,
* индивидуальные особенности.
Учитывает свои особенности:
настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, уверенность в своих знаниях, профессиональная компетентность, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства.
Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:
- определить место урока в теме, темы в годовом курсе;
- выделить общую задачу урока;
- посмотреть учебную программу, учебную литературу;
- восстановить в памяти материал учебника;
- отобрать опорные знания;
- выделить главную идею урока;
- отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала;
- чётко и ясно ставить задачи перед учениками;
- следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование;
- экономить время;
- поддерживать темп, посильный для большинства.
У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки.
Слайд 8Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему
готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности
Слайд 9Виды организации деятельности на уроке:
лекция
дискуссия
ролевая игра
телемост
КВН
гостиная
беседа,
ответы на вопросы учителя,
на вопросы учебника
конспектирование
эксперимент, опыты
работа в парах
программирование
совместная деятельность по достижению цели
урока
исследование
музыкальная пауза
фронтальный опрос
взаимопроверка, самопроверка
аукцион идей
тестирование
практическая деятельность
сочинения
сказки по предмету
карточки для устной работы
самостоятельное составление заданий
составление тренажеров для устной и самостоятельной работы
Слайд 10Виды организации деятельности на уроке:
путешествие
пресс-конференция
«крестики-нолики»
«морской бой»
пересказ текста
групповая работа
творческие задания
самостоятельная
работа
составление плана, рецензии, конспекта, отзыва, реферата
работа с картами, контурными картами
дидактический
материал
работа с иллюстрациями
составление кроссвордов
задания для самостоятельной работы товарищей
наглядные пособия
модели фигур, развертки, графики
доклады
презентации
составление памяток
издание книг, брошюр
составление тестов и др.
Слайд 13
Поиск новых подходов к управлению развитием личности.
Проведение мониторинга качества знаний.
Использование личностно-ориентированного подхода.
4. Организация урока при соблюдении правил:
определение
целей урока, вида урока;
выбор методов, приёмов и средств обучения;
определение структуры
5. Рациональная организация режима работы, обеспечение жизнедеятельности школы, уровень социально-психологической помощи.
6. Работа с учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности и с учащимися с низкой учебной мотивацией.
7. Использование новых образовательных технологий.
Слайд 14Существует такая формула:
Т-П-П-П
Трудное должно быть привычным,
привычное должно быть полезным,
а полезное должно быть приятным
(будь то зарядка, выстраивание отношений, любая
инновация и многое другое)
Как нельзя лучше она подходит к теме нашего сегодняшнего семинара