Слайд 1Финансовая деятельность государства -
– это организация денежной системы страны, а
также формирование, распределение и использование государственных денежных фондов. Главной целью
финансовой деятельности является создание благоприятных условий для нормального функционирования социально-экономических структур общества.
Финансовая деятельность государства должна строиться на следующих принципах:
учет потребностей общества и подчиненность его интересам;
гласность и открытость, подконтрольность обществу;
нормативность и плановость;
предсказуемость и доступность общественному пониманию.
Слайд 2Конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение
и организацию использования денежных фондов – это методы финансовой деятельности.
Наиболее типичными методами являются:
- Методы формирования денежных фондов:
Принудительное и безвозвратное изъятие денежных средств у их владельцев в виде налогов.
Добровольно-безвозвратное привлечение денежных средств, в виде пожертвований и дарений денег гражданами, юр-ми л. гос.
Привлечение денежных средств на основе реализации государственных услуг или передачи исключительных прав. Наиболее типичной в этом случае является государственная пошлина, которую можно рассматривать в качестве платы за оказанные государством услуги юридического характера. Этот метод также охватывает всякого рода разновидности государственного страхования, т.е. взамен на страховые платежи гос-во гарантирует определенную страховую защиту.
Слайд 3Эмиссия – выпуск в обращение дополнительных денежных знаков. Эмиссия должна
быть связана с заменой денежных знаков, пришедших в физическую негодность.
Но нередко государство использует эмиссию как средство получения дополнительного дохода, что может привести к инфляции.
- Методы распределения денежных фондов:
Финансирование, т.е. безвозвратное предоставление денежных средств.
Кредитование, т.е. предоставление денег на условиях возврата (в долг, кредит).
Выполнение владельцем фонда своих финансовых обязательств перед кредиторами, н-р, возврат государственными банками денег держателям счетов и вкладов.
Слайд 4- Методы организации использования денежных фондов:
Установление назначения денежных фондов. Например,
создавая государственный пенсионный фонд, государство предопределяет, каким образом будут расходоваться
средства этого фонда.
Установление порядка использования средств, полученных из денежного фонда. Например, если деньги выделяются на строительство жилого дома, то только на эти цели они и могут быть израсходованы.
Установление финансовых нормативов и лимитов выделения денежных средств. Через финансовые нормативы и лимиты государство устанавливает пределы выделения и расходования денежных средств на ту или иную единицу, например, стоимость обучения одного учащегося средней школы.
Осуществление контроля за использованием денежных фондов.
Финансовая деятельность государства осуществляется в определенных правовых нормах. Это заключение финансовых договоров и издание юридических актов.
Слайд 5Институты и разделы финансового права.
Финансовое право состоит из следующих институтов:
финансовое
устройство;
правовые основы денежной системы;
финансовое планирование;
финансовый контроль.
Финансовое устройство включает
финансовую систему, финансовую структуру, финансовое регулирование.
Финансовая система определяет виды денежных фондов и их назначение.
Финансовая структура представляет собой систему государственных органов, осуществляющих управление закрепленными за ними денежными фондами.
Финансовое регулирование представляет собой воздействие государства на финансовую систему с целью обеспечения ее нормального функционирования.
Слайд 62. Правовые основы денежной системы – следующий институт финансового права.
Под денежной системой понимаются сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством
организационные формы функционирования денег в стране. Денежная система включает: денежную единицу, виды денежных знаков, порядок эмиссии денег, режим валюты, порядок денежного обращения, официальный валютный курс.
Денежная единица - это установленное законодательством обозначение денежного знака, которое служит для обозначения национальной вылюты.
Виды денежных знаков – внутреннее строение нац. валюты (бумажные деньги, разменная монета).
Слайд 7Порядок эмиссии денег – установленный государством порядок выпуска в обращение
дополнительных денежных знаков.
Режим валюты определяется установленными государством валютными ограничениями, которые
действуют как в отношении национальной валюты, так и в отношении иностранных валют.
Валютный курс – соотношение национальной валюты с иностранной. Этот курс вырабатывается на основе рыночно определяемой покупательной способности денежных единиц.
Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее обмен товаров, а также нетоварные платежи.
Слайд 8
В целях регулирования денежной системы государство может использовать такие финансовые
инструменты, как деноминация, девальвация и ревальвация.
Деноминация – денежная реформа, в
результате которой происходит укрупнение национальной денежной единицы путем обмена старых денежных знаков на новые по установленному соотношению.
Девальвация – денежная реформа, заключающаяся в уменьшении официального золотого содержания денежной единицы страны или в понижении ее официального курса по отношению к валютам других стран.
Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.
Слайд 93. Финансовое планирование – это процесс составления, рассмотрения, утверждения и
организации исполнения финансовых планов. Объектом финансового планирования всегда выступает тот
или иной денежный фонд. Юридической формой осуществления финансового планирования являются планово-финансовые акты. Эти акты регулируют общественные отношения, выступают в качестве юридического факта, лежащего в основе возникновения и прекращения финансовых правоотношений, наделяют их участников правами и обязанностями.
4. Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны.
Слайд 10Основными разделами (отрасл.) финанс. права
являются: бюджетное право, финансово-банковское право, финансово-страховое
право, финансово-хозяйственное право.
Бюджетное право регулирует отношения, возникающие в процессе формирования
и распределения государственных бюджетов.
Финансово-банковское право регулирует организацию банковского дела в стране, а также отношения по формированию и расходованию банковских фондов.
Финансово – страховое право регулирует организацию страхового дела в стране и отношения, возникающие в процессе государственного страхования.
Финансово – хозяйственное право регулирует отношения, возникающие при формировании государственных фондов за счет собственных ресурсов той или иной отрасли.
Слайд 11Финансово-правовые нормы и отношения.
Финансово-правовая норма – это закрепленное нормативным правовым
актом правило поведения субъекта финансового отношения.
Финансово-правовые нормы подразделяются на
три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
обязывающие финансово-правовые нормы предписывают участникам финансового правоотношения совершить определенные действия. Например, в системе налоговых отношений плательщик обязан уплатить государству определенную сумму, а налоговый орган – обеспечить взыскание этой суммы в случае уклонения плательщика от уплаты налога.
запрещающие предписывают воздержаться от определенных действий. Например, запрещается изымать в вышестоящие бюджеты доходы, дополнительно полученные местными бюджетами.
уполномочивающие дозволяют совершать определенные действия. Например, государственные предприятия вправе из своих денежных фондов предоставлять ссуды другим субъектам.
Слайд 12Структура финансово-правовых норм также состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза
описывает обстоятельства, при которых данная норма должна применяться. Диспозиция содержит
само правило поведения. Санкция устанавливает ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний финансово-правовых норм.
Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Финансовые правоотношения подразделяются на односторонне-властные и договорные. Односторонне-властные возникают на основе одностороннего веления государства. Согласие второй стороны на вступление в такое отношение не требуется. Договорные правоотношения основываются на соглашении сторон. Материальным объектом финансового правоотношения выступают деньги. Для граждан наиболее типично участие в финансовых правоотношениях в качестве налогоплательщиков.