Разделы презентаций


История естествознания

Содержание

Когда возникает наука? 1 подход. Наука возникла: вместе с возникновением человеческого сознания; во время отделения сознания от действия с предметом;с формированием раннеклассового общества,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 2 История естествознания
Вопросы:

1. Этапы развития естественнонаучного
мышления.
2. Особенности

науки ХХ- начала ХХI
века.

Тема 2 История естествознанияВопросы:1. Этапы развития естественнонаучного мышления. 2. Особенности науки ХХ- начала ХХI века.

Слайд 2Когда возникает наука?



1 подход.

Наука возникла:
вместе с возникновением человеческого сознания;


во время отделения сознания от действия с предметом;
с формированием раннеклассового общества, когда складывается письменность;
со всплеском культуры античного греческого общества;
в средневековье с распространением письменности и организацией первых форм образования;
когда созданы первые естественнонаучные теории.




Когда возникает наука? 1 подход.         Наука возникла: вместе с

Слайд 3 Когда возникает наука?
2 подход.


Развитие познания носит непрерывный характер. Между наукой и донаучным знанием

чисто количественное различие.
Наука порождается через деятельность героев-одиночек.
Существует резкое отличие научного и донаучного знания.
История познания есть процесс зарождения и смены определенных целостных познавательных образований.
Когда возникает наука?2 подход. Развитие познания носит непрерывный характер. Между наукой

Слайд 4Когда возникает наука?
Традиции изучения истории науки:

Презентизм – стремление рассказать о

прошлом языком современности.
Антикваризм - желание восстановить картины прошлого в их

внутренней целостности, без отсылок в современность.

Обе традиции имеют свои положительные и отрицательные стороны.


Когда возникает наука?Традиции изучения истории науки:Презентизм – стремление рассказать о прошлом языком современности.Антикваризм - желание восстановить картины

Слайд 5Античность

Появление первых рациональных концепций об устройстве мира относят к У1

до н.э

1. Объединение всех сведений о природе в рамках философии.



2.Мир в качестве объекта теоретического рассмотрения представал как целостность;

Античность	Появление первых рациональных концепций об устройстве мира относят к У1 до н.э1. Объединение всех сведений о природе

Слайд 6Античность
3. Природа «фюсис» мыслилась через противопоставление её неприродному, искусству («технэ»)
4.

Основное содержание античных концепций - поиск первоначал. Природа - есть

то, что имеет причину своего существования в себе.
5. Умосозерцание природы - наиболее адекватный путь к истине. Разработаны специальные интеллектуальные процедуры: рефлексия и доказательство.
Античность3. Природа «фюсис» мыслилась через противопоставление её неприродному, искусству («технэ»)4. Основное содержание античных концепций - поиск первоначал.

Слайд 7Средневековье
Ценностно-эмоциональное отношение к миру доминировало над познавательно-рациональным.

СредневековьеЦенностно-эмоциональное отношение к миру доминировало над познавательно-рациональным.

Слайд 8Средневековье
2. Путь к истине - акт веры, открытие фундаментального различения

добра и зла.
3. Объяснения имели телеологический характер
4. Стремление опереться

на авторитеты, подозрительное отношение к новизне и нововведениям.
Средневековье2. Путь к истине - акт веры, открытие фундаментального различения добра и зла. 3. Объяснения имели телеологический

Слайд 9Средневековье
5. Слово выступало в роли конституирующего принципа бытия любого предмета.


6. Символический характер мышления о природе. Познавательный акт был направлен

не на выявление объективных свойств объектов, а на осмысление их символических значений.
Средневековье5. Слово выступало в роли конституирующего принципа бытия любого предмета. 6. Символический характер мышления о природе. Познавательный

Слайд 10Средневековье











Лечение вдавленных
переломов черепа
у детей:
вправление вдавленной
в мозг

теменной кости
(миниатюра из рукописи
"Хирургия" Роже Фругарди,
начало XIV

века, Франция).

7. Природа - средство, инструмент, реализующий внешнюю для себя цель.

СредневековьеЛечение вдавленных переломов черепа у детей: вправление вдавленной в мозг теменной кости (миниатюра из рукописи

Слайд 11Возрождение
Вера в божественный произвол и телеология как учение о божественной

целесообразности подвергаются сомнению
В центре внимания отношение человека к природе, отношения

человека к Богу и самому себе стали выступать как производные.
Происходит отождествление понятий «познание истины» и «исследование природы».
ВозрождениеВера в божественный произвол и телеология как учение о божественной целесообразности подвергаются сомнениюВ центре внимания отношение человека

Слайд 12Наука Нового времени
Нацеленность на объективность
Опора на опыт
Использование для описания

природы математического языка
Отказ от аксиологической ориентации в познании физического

мира
На передний план выходит потребность в накоплении объективного знания о мире
Предметом естественнонаучного познания являются природные явления, полностью подчиняющиеся механическим закономерностям

Наука Нового времениНацеленность на объективностьОпора на опыт Использование для описания природы математического языка Отказ от аксиологической ориентации

Слайд 13Наука Нового времени
Происходит признание социального статуса науки
создаются Академии наук;
открываются обсерватории

современного типа;
открываются крупные музеи;
создается сеть крупных
государственных библиотек.

Наука Нового времениПроисходит признание социального статуса наукисоздаются Академии наук;открываются обсерватории современного типа;открываются крупные музеи;создается сеть крупных государственных

Слайд 14Наука Нового времени
8. Внешность вещи - истинная реальность, в отношении

которой слово выступает средством ее представления
9. Исследование природных объектов приводит

к дифференциации наук

Наука Нового времени8. Внешность вещи - истинная реальность, в отношении которой слово выступает средством ее представления9. Исследование

Слайд 15Классическая наука
признание абсолютно достоверных истин и абсолютно достоверного знания
любая теория

исчерпывающим образом описывает свойства реальности на базе строго однозначных законов


использование математических методов моделирования реальности и эксперимента как основных способов научного познания
описываются свойства объектов вне их отношения к тем приборам, с помощью которых обнаруживаются эти свойства

Классическая наука признание абсолютно достоверных истин и абсолютно достоверного знаниялюбая теория исчерпывающим образом описывает свойства реальности на

Слайд 16Особенности науки ХХ-ХХI века
Формируется образ неклассической науки:


Научный факт является не отображением реальности самой по себе, а

результатом взаимодействия познающего субъекта и активной природы. Результат наблюдения зависит от типа познавательной активности.
Особенности науки ХХ-ХХI векаФормируется образ неклассической науки:    	Научный факт является не отображением реальности самой

Слайд 17Неклассическая наука
признание того, что истинность теорий относительна
признается равноправие нескольких различающихся

теоретических подходов к описанию одного и того же круга физических

явлений;
в квантовой механике учет условий наблюдения неотъемлем от самой теоретической постановки проблемы;
принципиально вероятностный характер квантовой механики;
отказ от наглядности;
усложнение языка теории и все более высокая математизация физической теории.

Неклассическая наука признание того, что истинность теорий относительнапризнается равноправие нескольких различающихся теоретических подходов к описанию одного и

Слайд 18Особенности науки ХХ-ХХI века
2. Невозможность создать наглядную модель современных фундаментальных

физических представлений.

Примеры:
Квантово-волновой дуализм;
Представление об относительности пространства и времени;

Особенности науки ХХ-ХХI века2. Невозможность создать наглядную модель современных фундаментальных физических представлений. Примеры: Квантово-волновой дуализм;Представление об относительности

Слайд 19Особенности науки ХХ-ХХI века
3. Современную науку называют «большой наукой»

Основные открытия

в естествознании, складывающие современную естественнонаучную картину мира:

Астрономия: концепция Большого взрыва

и расширяющейся Вселенной;
Теория относительности: относительность пространства и времени.
Квантовая механика: корпускулярно-волновой дуализм.
Особенности науки ХХ-ХХI века3. Современную науку называют «большой наукой»Основные открытия в естествознании, складывающие современную естественнонаучную картину мира:Астрономия:

Слайд 20Особенности науки ХХ-ХХI века
Основные открытия в естествознании, складывающие
современную естественнонаучную

картину мира
(продолжение):
Синергетика: становление новых структур в неживой природе.
Кибернетика:

управление в живой и неживой природе.
Биология: модели происхождения и эволюции жизни.
Экология: взаимодействие живого со средой обитания.
Социобиология: соотношение биологического и социального.

Особенности науки ХХ-ХХI векаОсновные открытия в естествознании, складывающие современную естественнонаучную картину мира (продолжение):Синергетика: становление новых структур в

Слайд 21Особенности науки ХХ-ХХI века
4. Коренной переворот во взаимоотношениях науки и

практики.

Познание с неизбежностью перерастает в
технологию.

Особенности науки ХХ-ХХI века	4. Коренной переворот во взаимоотношениях науки и практики. Познание с неизбежностью перерастает в технологию.

Слайд 22Особенности науки ХХ-ХХI века
5. Проблема «наука и мораль»

В современной науке

исчезает разграничение
опасности и безопасности внутри
исследовательского процесса.

Особенности науки ХХ-ХХI века5. Проблема «наука и мораль»В современной науке исчезает разграничение опасности и безопасности внутри исследовательского

Слайд 23Особенности науки ХХ-ХХI века
6.Дифференциации и интеграции знания
Интеграция научных знаний (от

латинского «integer» целый, восстановленный) - восстановление, объединение, восполнение целостного знания

из ранее раздробленных частей и элементов.
Дифференциация (от differentia - от fere – несу, уношу) - разделение знания на части, ступени, уровни; дробление классических наук на отдельные области.
Особенности науки ХХ-ХХI века6.Дифференциации и интеграции знанияИнтеграция научных знаний (от латинского «integer» целый, восстановленный) - восстановление, объединение,

Слайд 24Особенности науки рубежа ХХ-ХХI века
7. Формирование постнеклассической науки:
выдвижение на первый

план междисциплинарных, комплексных и проблемно ориентированных форм исследований.
формируются особые способы

описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта
применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании;

Особенности науки рубежа ХХ-ХХI века7. Формирование постнеклассической науки:выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных и проблемно ориентированных форм

Слайд 25Особенности науки рубежа ХХ-ХХI века
4. результаты экспериментов с объектом, находящимся

на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом

вероятностных линий эволюции системы;
5. нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек;
6. современные способы описания объектов предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ и др.).
Особенности науки рубежа ХХ-ХХI века4. результаты экспериментов с объектом, находящимся на разных этапах развития, могут быть согласованы

Теги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика