Слайд 1Тема 2 История естествознания
Вопросы:
1. Этапы развития естественнонаучного
мышления.
2. Особенности
науки ХХ- начала ХХI
века.
Слайд 2Когда возникает наука?
1 подход.
Наука возникла:
вместе с возникновением человеческого сознания;
во время отделения сознания от действия с предметом;
с формированием раннеклассового общества, когда складывается письменность;
со всплеском культуры античного греческого общества;
в средневековье с распространением письменности и организацией первых форм образования;
когда созданы первые естественнонаучные теории.
Слайд 3 Когда возникает наука?
2 подход.
Развитие познания носит непрерывный характер. Между наукой и донаучным знанием
чисто количественное различие.
Наука порождается через деятельность героев-одиночек.
Существует резкое отличие научного и донаучного знания.
История познания есть процесс зарождения и смены определенных целостных познавательных образований.
Слайд 4Когда возникает наука?
Традиции изучения истории науки:
Презентизм – стремление рассказать о
прошлом языком современности.
Антикваризм - желание восстановить картины прошлого в их
внутренней целостности, без отсылок в современность.
Обе традиции имеют свои положительные и отрицательные стороны.
Слайд 5Античность
Появление первых рациональных концепций об устройстве мира относят к У1
до н.э
1. Объединение всех сведений о природе в рамках философии.
2.Мир в качестве объекта теоретического рассмотрения представал как целостность;
Слайд 6Античность
3. Природа «фюсис» мыслилась через противопоставление её неприродному, искусству («технэ»)
4.
Основное содержание античных концепций - поиск первоначал. Природа - есть
то, что имеет причину своего существования в себе.
5. Умосозерцание природы - наиболее адекватный путь к истине. Разработаны специальные интеллектуальные процедуры: рефлексия и доказательство.
Слайд 7Средневековье
Ценностно-эмоциональное отношение к миру доминировало над познавательно-рациональным.
Слайд 8Средневековье
2. Путь к истине - акт веры, открытие фундаментального различения
добра и зла.
3. Объяснения имели телеологический характер
4. Стремление опереться
на авторитеты, подозрительное отношение к новизне и нововведениям.
Слайд 9Средневековье
5. Слово выступало в роли конституирующего принципа бытия любого предмета.
6. Символический характер мышления о природе. Познавательный акт был направлен
не на выявление объективных свойств объектов, а на осмысление их символических значений.
Слайд 10Средневековье
Лечение вдавленных
переломов черепа
у детей:
вправление вдавленной
в мозг
теменной кости
(миниатюра из рукописи
"Хирургия" Роже Фругарди,
начало XIV
века, Франция).
7. Природа - средство, инструмент, реализующий внешнюю для себя цель.
Слайд 11Возрождение
Вера в божественный произвол и телеология как учение о божественной
целесообразности подвергаются сомнению
В центре внимания отношение человека к природе, отношения
человека к Богу и самому себе стали выступать как производные.
Происходит отождествление понятий «познание истины» и «исследование природы».
Слайд 12Наука Нового времени
Нацеленность на объективность
Опора на опыт
Использование для описания
природы математического языка
Отказ от аксиологической ориентации в познании физического
мира
На передний план выходит потребность в накоплении объективного знания о мире
Предметом естественнонаучного познания являются природные явления, полностью подчиняющиеся механическим закономерностям
Слайд 13Наука Нового времени
Происходит признание социального статуса науки
создаются Академии наук;
открываются обсерватории
современного типа;
открываются крупные музеи;
создается сеть крупных
государственных библиотек.
Слайд 14Наука Нового времени
8. Внешность вещи - истинная реальность, в отношении
которой слово выступает средством ее представления
9. Исследование природных объектов приводит
к дифференциации наук
Слайд 15Классическая наука
признание абсолютно достоверных истин и абсолютно достоверного знания
любая теория
исчерпывающим образом описывает свойства реальности на базе строго однозначных законов
использование математических методов моделирования реальности и эксперимента как основных способов научного познания
описываются свойства объектов вне их отношения к тем приборам, с помощью которых обнаруживаются эти свойства
Слайд 16Особенности науки ХХ-ХХI века
Формируется образ неклассической науки:
Научный факт является не отображением реальности самой по себе, а
результатом взаимодействия познающего субъекта и активной природы. Результат наблюдения зависит от типа познавательной активности.
Слайд 17Неклассическая наука
признание того, что истинность теорий относительна
признается равноправие нескольких различающихся
теоретических подходов к описанию одного и того же круга физических
явлений;
в квантовой механике учет условий наблюдения неотъемлем от самой теоретической постановки проблемы;
принципиально вероятностный характер квантовой механики;
отказ от наглядности;
усложнение языка теории и все более высокая математизация физической теории.
Слайд 18Особенности науки ХХ-ХХI века
2. Невозможность создать наглядную модель современных фундаментальных
физических представлений.
Примеры:
Квантово-волновой дуализм;
Представление об относительности пространства и времени;
Слайд 19Особенности науки ХХ-ХХI века
3. Современную науку называют «большой наукой»
Основные открытия
в естествознании, складывающие современную естественнонаучную картину мира:
Астрономия: концепция Большого взрыва
и расширяющейся Вселенной;
Теория относительности: относительность пространства и времени.
Квантовая механика: корпускулярно-волновой дуализм.
Слайд 20Особенности науки ХХ-ХХI века
Основные открытия в естествознании, складывающие
современную естественнонаучную
картину мира
(продолжение):
Синергетика: становление новых структур в неживой природе.
Кибернетика:
управление в живой и неживой природе.
Биология: модели происхождения и эволюции жизни.
Экология: взаимодействие живого со средой обитания.
Социобиология: соотношение биологического и социального.
Слайд 21Особенности науки ХХ-ХХI века
4. Коренной переворот во взаимоотношениях науки и
практики.
Познание с неизбежностью перерастает в
технологию.
Слайд 22Особенности науки ХХ-ХХI века
5. Проблема «наука и мораль»
В современной науке
исчезает разграничение
опасности и безопасности внутри
исследовательского процесса.
Слайд 23Особенности науки ХХ-ХХI века
6.Дифференциации и интеграции знания
Интеграция научных знаний (от
латинского «integer» целый, восстановленный) - восстановление, объединение, восполнение целостного знания
из ранее раздробленных частей и элементов.
Дифференциация (от differentia - от fere – несу, уношу) - разделение знания на части, ступени, уровни; дробление классических наук на отдельные области.
Слайд 24Особенности науки рубежа ХХ-ХХI века
7. Формирование постнеклассической науки:
выдвижение на первый
план междисциплинарных, комплексных и проблемно ориентированных форм исследований.
формируются особые способы
описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта
применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании;
Слайд 25Особенности науки рубежа ХХ-ХХI века
4. результаты экспериментов с объектом, находящимся
на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом
вероятностных линий эволюции системы;
5. нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек;
6. современные способы описания объектов предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ и др.).