Слайд 1
Как быть толерантным
Учитель МОУ «СОШ № 7» г. Лысьвы
Кандакова Нина
Геннадьевна
Слайд 2Цели:
Показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим;
Показать,
как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и
толерантности по отношению к партнёрам по группе;
Показать функциональную роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности;
Поддержать процесс формирования позитивной самооценки;
Дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие;
Показать, какими способами можно сделать общение толерантным.
Слайд 3Разминка. Упражнение
«Это здорово!»
Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы. Время:
7 минут.
Процедура проведения:
Участники группы стоят в кругу. Инструкция:
Сейчас кто – нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любом своём качестве, умении или таланте (например, «я обожаю танцевать», «я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди.
Слайд 4Основное содержание занятия
Упражнение «Порадуй меня»
Цель: развитие социальной интуиции, чувствительности, понимания
другого человека. Время: 15 минут.
Процедура проведения: в центр круга приглашается
один из участников. Предполагается,что у него сегодня день рождения. Задача всех остальных – доставить ему радость. Каждый из участников решает, что ему подарить – вещь или событие, или что-то ещё (например, гоночный автомобиль, кругосветное путешествие, виллу на побережье, пятёрку по математике). Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от «именинника». Затем становится «именинником» и получает подарки другой участник.
Слайд 5Упражнение
« Замороженный»
Цель: совершенствовать навыки эмоционального контакта. Время: 15 минут.
Процедура
проведения: участники разбиваются на пары. В каждой паре один участник
играет роль «замороженного», а второй – «реаниматора» По сигналу ведущего «замороженный» застывает в неподвижности. В течение одной минуты «реаниматор» должен оживить его, при этом он не имеет права ни прикасаться, ни обращаться к «замороженному» со словами. Он должен действовать только при помощи взгляда, мимики и пантомимы. Критерий «размораживания» - изменения в выражении лица, улыбка или смех «замороженного».
Слайд 6Упражнение
«Я – высказывание –Ты – высказывание»
Цель: научиться толерантно (в неагрессивной,
безоценочной манере) выражать свои негативные чувства, такие, как недовольство, обида,
огорчение и т.д; сделать общение более непосредственным и свободным. Время: 10 минут.
Процедура проведения: ведущий объясняет разницу между Я-высказыванием и Ты- высказыванием. Например, использование в речи Я-высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Я-высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацелено, как Ты- высказывание, на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришёл домой в 11 часов вечера!»). Если мы используем Ты-высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить. Ведущий просит составить Я-высказывания для предложенных ситуаций.
Слайд 7Составьте Я-высказывания
1.Твой друг(подруга) попросил(а) у тебя одежду и порвал(а) её.
2.
Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.
3. Твои друзья пошли
в кино, а тебя не позвали.
4. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал(а) контрольную у соседа.
5. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(а) его полчаса, а он так и не пришёл.
6. Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды.
Слайд 8Рефлексия занятия
О каких способах толерантного общения вы сегодня узнали?
Как вы
считаете, какое поведение характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций?
Каковы
преимущества толерантного общения?
Слайд 9В работе использована литература:
Северин О.А. Сборник Классные часы 5 –
7 классы. Методическое пособие., М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.