Слайд 1 КАК СТАТЬ ЛИДЕРОМ
УРОК № 10
Ищенко А.Е. - моу
сош №4, ст. Кущевская Краснодарского края
Слайд 2КТО ТАКОЙ ЛИДЕР?
Лидер –человек, обладающий наибольшим авторитетом и признанием в
своей группе, способный вести за собой других людей
Слайд 3Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете смысл понятия «лидер»?
2. Подумайте,
почему некоторые люди стремятся стать лидерами. И все ли хотят
этого?
3. Какие методы недопустимы в борьбе за лидерство? Почему?
4. Согласны ли вы с утверждением: «Лидером может быть только человек с сильным характером»?
5. Связаны ли между собой понятия «лидер» и «ответственность»?
Слайд 4В начале XX века американский социолог Э. Богардус перечислил десятки
качеств, которыми должен обладать лидер, — чувство юмора, такт, умение
предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и т.д. Он считал, что лидером человека делают прежде всего такие качества, как ум, энергия, характер.
Слайд 5Не только культуры и исторические эпохи, но и социальные классы,
слои, группы, общности требуют лидеров, обладающих различными качествами. Одни качества
необходимы капитану футбольной команды, другие — руководителю научного коллектива, третьи — партийному лидеру.
Слайд 6физические качества
Немаловажное значение имеют физические качества, к которым относят рост
человека, его вес, сложение или фигуру, внешний вид или представительность,
энергичность движений и состояние здоровья. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права стать в ней лидером.
История свидетельствует, что люди маленького роста вырастали до очень больших исторических размеров, т.е. становились очень влиятельными фигурами мировой истории, как, например, Наполеон.
Слайд 7искусство быть лидером
Список черт, необходимых лидеру, постоянно расширялся, но
правильного объяснения этому феномену так и не находилось. Некоторые до
сих пор думают, что лидерство — это качество, которое или есть от рождения, или его нет вообще. Это ложная теория, поскольку искусству быть лидером можно научиться. Секреты мастерства заново открывает каждое поколение, но сами по себе они просты. Изучая их, мы не станем Цезарями или Наполеонами, но научимся эффективно действовать, а в большинстве случаев этого достаточно.
Согласно английскому писателю С. Норткоту Паркинсону, существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой.
Слайд 8Первый элемент — воображение. Если нужно что-то создать, построить, передвинуть
или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в
итоге. Для этого нужна способность представить несуществующее. Это представление, мысленная картина, состоит из реальных вещей, где-то нами виденных, но измененных и приспособленных по-новому.
Второй элемент — знание. Оно необходимо для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение. Знание придает лидеру уверенность.
Третий элемент — талант. Нужно точно различать талант и способности. Способный человек — это тот, кто сравнительно легко делает то, что у других вызывает трудности. Это может быть игра на виолончели, верховая езда или футбол. Но для того чтобы подняться над способностями, организуя работу других, будь то дирижирование оркестром, управление войсками в бою или футбольной командой на поле, нужен талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем.
Слайд 9Четвертый элемент — решимость. Это нечто большее, чем просто сильное
желание добиться успеха. Решимость состоит из трех компонентов. *Во-первых, лидер
знает, что порученное задание находится в пределах человеческих возможностей. *Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано.
*В-третьих, он должен передать свою убежденность другим. Его спокойная уверенность придаст силы остальным членам команды.
Пятое качество — жесткость. Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, бездельникам и лентяям. Есть такие лидеры, которых и любят, и уважают, но это не значит, что они никогда не были жестки.
Шестое качество — притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще вы оказываетесь на виду. Конечно, в крупной компании быть на виду довольно трудно, но там о лидере постоянно говорят в его отсутствие. Он должен стать легендой, героем рассказов, реальных или выдуманных. Он не окружает себя почитателями, ища славы и внимания, потому что они у лидера уже есть. Ему не нужно лишний раз демонстрировать свою значимость. Она очевидна.
Слайд 10Качества лидера
Кроме перечисленных ранее качеств, необходимых лидеру, он должен обладать
как минимум двумя умениями, которые обеспечат ему успех среди окружающих.
Это умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие.
Слайд 11Качества лидера
Искусство общения во все времена признавалось обязательной чертой лидера.
У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось
так: человек, стремящийся как-то выдвинуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусством не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим — в военное. Вожди были уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физическая сила на войне.
Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных акцентов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший оратор обладал чувством такта, умело учитывал характер собеседников, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение большинства.
Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депутаты выдвигаются именно благодаря своему красноречию.
Умение общаться с людьми — это навык, который каждый может постепенно освоить. Чтобы произвести хорошее впечатление, вы должны понятно писать и правильно говорить.
Слайд 12Слушать означает больше, чем просто слышать.
Мы часто «слышим»
только то, что хотим услышать. Когда мы слушаем, мы пропускаем
через себя слова, интонацию и жесты собеседника. К этому мы должны добавить свои собственные реакции, которые дают понять собеседнику, что мы внимательно его слушаем. В число этих реакций входят: выражение лица, улыбка, кивание головой и различные реплики.
При получении информации необходимо полностью уделять внимание говорящему, не строя догадок о том, что вам собираются сообщить. По возможности записывайте наиболее ценную информацию. Это особенно важно при получении информации по телефону, когда происходящее в том месте, откуда звонят, вам незнакомо и легко может вас сбить с толку.
Слайд 13Когда вы слушаете,
• делайте это с полным вниманием;
• не
стройте поспешных догадок о том, что собирается вам сказать собеседник;
•
не теряйте время, пытаясь сформулировать ответ, слушая другого;
• глядя в глаза, покажите, что вы действительно внимательно его слушаете;
• слушая собеседника по телефону, не позволяйте происходящему в комнате отвлекать вас;
• разговаривая по телефону, давайте понять звонящему, что вы его внимательно слушаете, время от времени произнося: «Так...», «Да...», «Хорошо...» и т.д.;
• при необходимости делайте пометки.
Слайд 14Умение слушать
Слушание представляет собой умение, которое можно выработать. Оно заключается
*в правильных ответах на поставленные вопросы,
*в способности реагировать на
актуальные для собеседника темы.
У последнего должно сложиться впечатление, что вы им живо интересуетесь, и то, что вы внимательны и желаете продолжить беседу.
Реакция на вопросы должна быть спокойной и краткой, т.е. такой, чтобы она не мешала ходу мыслей выступающего или говорящего. Реакция может быть манипулирующей, неправильной и неэффективной, если она не совсем искренняя. Реакцию на смысл произнесенного лучше всего выражать в момент паузы.
Слайд 15Подведем итоги
Лидер должен
*обладать рядом специфических черт характера,
*иметь определенную цель,
*уметь заинтересовать, организовать людей.
Лидерство возможно в
различных направлениях. Для лидерства необходимы знания и умения.
Слайд 16Вопросы для обсуждения.
1. Составьте перечень качеств личности, которые необходимы классному
или школьному лидеру.
2. Подумайте, какую роль играли лидеры в истории
России. Приведите несколько конкретных примеров.
3. Напишите небольшое сообщение об известных вам лидерах. Как они этого добились?
Слайд 17Домашнее задание
§9, термины,вопросы, практикум
Подготовиться к контрольной работе по теме «Личность
подростка»( см. §§1-9 )
Слайд 18Интересные факты
Американский антрополог К. Клакхон подчеркивал, что до 93% способностей
человека остаются нераскрытыми, и только 7% реализуются при жизни.
Как установлено
исследованиями российского ученого В.П. Эфроимсона, даже небольшая страна, например с пятью миллионами жителей, но добившаяся развития и реализации 10% своих потенциальных гениев, за полвека оставит за собой в сто раз более населенную страну, но препятствующую развитию своего интеллектуального потенциала. Это подтверждается опытом. Какого успеха в науке и особенно в технике достигли еще недавно слаборазвитые страны Южная Корея, Сингапур, Тайвань!
Более 20 Нобелевских премий получили эмигранты из России и СССР и родившиеся в семьях эмигрантов.