Разделы презентаций


Конституционный Суд Российской Федерации

Содержание

Можно утверждать, что десятилетняя история Конституционного Суда в России - показатель становления принципа разделения властей и самоопределения судебной власти как таковой. С созданием Конституционного Суда судебная власть впервые получила полномочие сказать

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Конституционный Суд Российской Федерации
Работу выполнила учитель истории и обществознания
МБОУ лицея

№7
Райникова Елена Владимировна

Конституционный Суд Российской ФедерацииРаботу выполнила учитель истории и обществознанияМБОУ лицея №7Райникова Елена Владимировна

Слайд 2Можно утверждать, что десятилетняя история Конституционного Суда в России - показатель

становления принципа разделения властей и самоопределения судебной власти как таковой. С созданием

Конституционного Суда судебная власть впервые получила полномочие сказать законодателю "нет" и смогла реально стать его противовесом.

Возникновение и развитие конституционного судопроизводства.

Можно утверждать, что десятилетняя история Конституционного Суда в России - показатель становления принципа разделения властей и самоопределения

Слайд 3Предвестником конституционного судопроизводства было создание Комитета конституционного надзора в СССР.

Комитет был образован Съездом народных депутатов СССР и действовал на

основе Закона, принятого 3 декабря 1989 г. и введенного в действие с 1 января 1990 г.1 Этот же Закон определял, что в республиках, входивших в состав бывшего СССР, должны быть также образованы органы конституционного надзора уже на базе республиканского законодательства (ст. 2, 5 Закона о конституционном надзоре в СССР).
Предвестником конституционного судопроизводства было создание Комитета конституционного надзора в СССР. Комитет был образован Съездом народных депутатов СССР

Слайд 4Первый в истории советского права орган контроля за конституционностью законов

и нормативных актов по своему положению и функциям существенно отличался

от конституционных судов, действующих во многих странах мира и наделенных полномочиями признавать законы неконституционными и потому не имеющими юридической силы. Комитет конституционного надзора СССР избирался Съездом народных депутатов на 10 лет, каждые пять лет его состав должен был обновляться наполовину.
Первый в истории советского права орган контроля за конституционностью законов и нормативных актов по своему положению и

Слайд 6Он не имел права признавать антиконституционные законы недействующими и как

экспертный, консультативный орган при парламенте должен был направлять свои заключения

по поводу проектов нормативных актов, а также действующих законов, принимаемых Съездом народных депутатов СССР, и законов союзных республик на рассмотрение Съезда народных депутатов, который мог утвердить или отклонить заключение Комитета (ст. 19).
Он не имел права признавать антиконституционные законы недействующими и как экспертный, консультативный орган при парламенте должен был

Слайд 7Самостоятельной юрисдикцией Комитет обладал только в отношении подзаконных нормативных актов,

нарушавших основные права и свободы человека, закрепленные в Конституции и

в признанных СССР международных документах. Заключение Комитета о неконституционности этих актов влекло утрату ими юридической силы. Вместе с тем практически все вопросы, отнесенные к компетенции Комитета, он мог рассматривать по собственной инициативе.
Самостоятельной юрисдикцией Комитет обладал только в отношении подзаконных нормативных актов, нарушавших основные права и свободы человека, закрепленные

Слайд 8Это полностью соответствовало господствовавшим тогда политическим, юридическим и общественным представлениям:

вся власть должна была принадлежать законодателю; никакие органы не могли

стоять над ним; принцип разделения властей не был воспринят; принцип независимости судей с трудом пробивал себе дорогу даже в сфере гражданского и уголовного судопроизводства; суд не признавался арбитром в отношениях между гражданином и законодателем.
Это полностью соответствовало господствовавшим тогда политическим, юридическим и общественным представлениям: вся власть должна была принадлежать законодателю; никакие

Слайд 9Компетенция Конституционного Суда первоначально не была закреплена в Основном Законе.

Это оставляло большой простор для определения его юрисдикции. При обсуждении

законопроекта о Конституционном Суде победило мнение о необходимости предоставить Суду широкие полномочия и обеспечить право на обращение в Суд большому кругу государственных органов, общественных организаций, отдельных лиц, включая граждан, иностранцев, лиц без гражданства, а также юридических лиц (ст. 59, 66 Закона о Конституционном Суде от 12 июля 1991 г.).
Компетенция Конституционного Суда первоначально не была закреплена в Основном Законе. Это оставляло большой простор для определения его

Слайд 10Среди управомоченных на обращение были также государственные органы СССР, что

свидетельствовало не только об определенной лояльности российского законодателя к союзным

властям, но и о его стремлении (несмотря на реальную, почти полную адекватность конституций на союзном и республиканском уровнях) ограничить республиканские органы прерогативами оценки конституционности только республиканских законов.
Среди управомоченных на обращение были также государственные органы СССР, что свидетельствовало не только об определенной лояльности российского

Слайд 12Конституционный Суд был наделен правом проверять конституционность:
а) нератифицированных или

не вступивших в силу международных договоров, а также законов и

иных нормативных актов высших государственных органов РСФСР;
б) правоприменительной практики, включая судебную;
в) действий и решений высших должностных лиц РСФСР и входящих в нее республик
Конституционный Суд был наделен правом проверять конституционность: а) нератифицированных или не вступивших в силу международных договоров, а

Слайд 13Третья из указанных процедур - проверка конституционности действий и решений

высших должностных лиц в целях установления оснований для отрешения от

должности - могла быть возбуждена как по запросу высших представительных органов РСФСР и республик, так и по инициативе самого Суда. Конституционный Суд был наделен также правом законодательной инициативы вплоть до инициирования изменений Конституции, а при обнаружении пробелов в правовом регулировании, препятствующих соблюдению Конституции, был обязан осуществлять законодательную инициативу (ст. 9 Закона о Конституционном Суде).
Третья из указанных процедур - проверка конституционности действий и решений высших должностных лиц в целях установления оснований

Слайд 14Конституционный Суд должен был ежегодно направлять высшему органу законодательной власти

послание о состоянии конституционной законности и мог обратиться с представлением

к государственным органам и должностным лицам, указывая на необходимость устранить выявленные нарушения Конституции и законодательства (ст. 54,55). Очевидно, с этими задачами было связано и особое, необычное для судебной власти правомочие судей Конституционного Суда присутствовать на заседаниях любых государственных органов РСФСР (ст. 26).
Конституционный Суд должен был ежегодно направлять высшему органу законодательной власти послание о состоянии конституционной законности и мог

Слайд 15Таким образом, Закон о Конституционном Суде, конституируя Конституционный Суд как

орган судебной власти сохранил следы прежней традиции - сфера ответственности

суда, осуществляющего конституционное правосудие, не была достаточно отграничена от задач и деятельности других конституционных органов.
Таким образом, Закон о Конституционном Суде, конституируя Конституционный Суд как орган судебной власти сохранил следы прежней традиции

Слайд 16Обсуждение проекта Конституции, который был вынесен на референдум 12 декабря

1993 г., сопровождалось многочисленными спекуляциями относительно роли, которая по этому

проекту отводилась Конституционному Суду. Средства массовой информации и многие специалисты как внутри страны, так и за рубежом, твердили о кончине конституционного судопроизводства, о значительном сужении его юрисдикции. После одобрения Конституции прежний Закон о Конституционном Суде, как и многие другие противоречащие ей акты, был Указом Президента объявлен недействительным.
Обсуждение проекта Конституции, который был вынесен на референдум 12 декабря 1993 г., сопровождалось многочисленными спекуляциями относительно роли,

Слайд 17По мнению различных экспертов, это была конституционно не обоснованная акция,

направленная на ущемление Конституционного Суда. Эти оценки, однако, игнорировали тот

факт, что конституционные положения об организации и юрисдикции Конституционного Суда существенно изменились. В Конституции содержалось требование к численному составу суда - он должен состоять из 19 судей (ч. 1 ст. 125). Кроме того, правовая регламентация деятельности Конституционного Суда должна осуществляться путем принятия федерального конституционного закона
По мнению различных экспертов, это была конституционно не обоснованная акция, направленная на ущемление Конституционного Суда. Эти оценки,

Слайд 18Такой вид актов до принятия Конституции 1993 г. не был

известен российскому законодательству. Уже по этим причинам Закон о Конституционном

Суде 1991 г. в целом являлся противоречащим Конституции и по форме, и по содержанию. Такого суда, который был предусмотрен в ней, еще не существовало. Его следовало создать на основе разработки нового закона. Указ Президента, объявивший о недействительности наряду с другими и Закона о Конституционном Суде, был юридически излишним.
Такой вид актов до принятия Конституции 1993 г. не был известен российскому законодательству. Уже по этим причинам

Слайд 20Заключительными и переходными положениями" Конституции (п. 2 разд. 2) не

мог применяться как противоречащий Конституции; истолкование этого положения Президентом не

требовалось. 24 июня 1994 г. Государственной Думой (нижней палатой Федерального Собрания) был принят новый Закон о Конституционном Суде Российской Федерации, одобренный 12 июля 1994 г. Верхней палатой - Советом Федерации. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации явился первым федеральным конституционным законом в России, принятым на основании и в соответствии со ст. 125 и 128 Конституции РФ
Заключительными и переходными положениями

Слайд 21Действующая Конституция в отличие от прежней содержит более развернутые положения

о конституционном судопроизводстве. Конституционно закреплены численный состав и порядок назначения

судей (п. "е" ст. 83 и п. "жп ст. 102), компетенция суда, круг субъюридические последствия его решений. Кроме того, нормы о Конституционном Суде включены в раздел Конституции о судебной власти, и на Конституционный Суд, таким образом, распространены общие конституционные принципы организации судебной власти, такие как независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, состязательность и равноправие участвующих в судопроизводстве сторон, а также возложенное на федеральный бюджет обеспечение судов (ст. 118, 120, 121, 123, 124).
Действующая Конституция в отличие от прежней содержит более развернутые положения о конституционном судопроизводстве. Конституционно закреплены численный состав

Слайд 22Сравнительный анализ положений действующей Конституции, а также Федерального конституционного закона

"О Конституционном Суде Российской Федерации" и прежнего регулирования конституционного судопроизводства

позволяет определить основные тенденции правового развития в этой области. К ним относятся:
1) расширение конституционных основ деятельности Конституционного Суда; 2) развитие организационных форм конституционного судопроизводства, в том числе изменение внутренней структуры Конституционного Суда; 3) обеспечение деполитизации в деятельности суда; 4) усиление коллегиальных начал и изменение статуса судей с целью гарантировать их большую ответственность перед судом и связанность коллегиальной позицией;
Сравнительный анализ положений действующей Конституции, а также Федерального конституционного закона

Слайд 235) придание большей юридической силы решениям Конституционного Суда, конкретизация их

правовых последствий и мер по обеспечению их исполнения; 6) развитие

и более строгое разграничение видов процедур в зависимости от предмета обращения; 7) дальнейшая детализация процедурных предписаний; 8) расширение доступа граждан к конституционному судопроизводству; 9) строгое разграничение юрисдикции Конституционного Суда и общих судов, а также введение процессуальных правил их взаимодействия.
5) придание большей юридической силы решениям Конституционного Суда, конкретизация их правовых последствий и мер по обеспечению их

Слайд 24Конституционное положение Конституционного Суда, назначение и статус судей.
В соответствии с Конституцией

"судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства"

(ч. 2 ст. 118). В судебной системе РФ из всех перечисленных в Конституции форм судопроизводства организационно обособлено только конституционное, в то время как остальные обозначенные виды юрисдикции осуществляются не специальными (отраслевыми), а общими судами.
Конституционное положение Конституционного Суда, назначение и статус судей.В соответствии с Конституцией

Слайд 25Конституционный Суд состоит из 19 судей (ч. 1 ст. 125

Конституции), назначаемых на должность верхней палатой парламента – Советом Федерации

(п. «ж» ст. 102) по представлению Президента (п. V ст. 83). Эти конституционные нормы конкретизируются в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" в главе о статусе судей. Судьей может быть назначен гражданин, достигший 40-летнего возраста (по прежнему закону-35 лет), с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет (прежде - 10 лет), а также обладающий признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации'')" ст. 102) по представлению Президента
Конституционный Суд состоит из 19 судей (ч. 1 ст. 125 Конституции), назначаемых на должность верхней палатой парламента

Слайд 27Судьи Конституционного Суда согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде

Российской Федерации« 1994 г. должны были назначаться на двенадцать лет

- но не более чем до достижения 70-летнего возраста (ст. 12). Эта норма была внесена в представленный Президентом Российской Федерации в 1994 г. Проект Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" по инициативе депутатов Государственной Думы, ряд партийных фракций которой1 поставил условием одобрения данного закона ограничение полномочий судей 12-летним сроком.
Судьи Конституционного Суда согласно Федеральному конституционному закону

Слайд 28Дальнейшее изменение регулирования в данной области в соответствии с новой

редакцией ст. 12, введенной уже Законом от 8 февраля 2001

г., увеличило срок полномочий судей с 12 до 15 лет и устранило 70-летний предельный возраст их пребывания в должности. Правда, этот возрастной предел вскоре был восстановлен в соответствии с изменениями, внесенными Законом от 15 декабря 2001 г., и должен вновь действовать с 1 января 2004 г.
Дальнейшее изменение регулирования в данной области в соответствии с новой редакцией ст. 12, введенной уже Законом от

Слайд 29Продлением же полномочий тех судей, которые были ранее назначены на

три года, в определенной мере размыт запрет повторного назначения на

должность: законодатель продемонстрировал, что он может по-новому распорядиться статусом работающих судей, по своей воле оставляя их и далее в судейской должности и не вводя при этом пожизненного назначения, и, таким образом, считает себя вправе каждый раз возвращаться к решению вопроса о продлении полномочий действующего судейского корпуса.
Продлением же полномочий тех судей, которые были ранее назначены на три года, в определенной мере размыт запрет

Слайд 30Судьи Конституционного Суда в соответствии с Конституцией и законом обладают

иммунитетом. Согласно ст. 15 Закона они могут быть лишены своего

иммунитета только самим Конституционным Судом. Однако законодательное развитие в этом отношении также продемонстрировало стремление законодательной власти заменить гарантируемую самим судейским корпусом неприкосновенность судей их зависимостью от волевого решения Совета Федерации, что нашло отражение при обсуждении последних изменений к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" и нового УПК РФ, которые все же были скорректированы в третьем чтении названных актов, принятых 15 декабря 2001 г.
Судьи Конституционного Суда в соответствии с Конституцией и законом обладают иммунитетом. Согласно ст. 15 Закона они могут

Слайд 31Конечно, попытки таких изменений не могут рассматриваться в отрыве от

корректив, вносимых в другие акты, касающиеся конституционного статуса судей всех

судов. Согласно этим нововведениям полномочия органов судейского сообщества в качестве гарантий неприкосновенности ограничиваются тем, что вышестоящим судебным инстанциям передается право давать заключение о наличии в действиях судьи признаков состава преступления; это является предпосылкой согласия судейского сообщества на возбуждение уголовного дела против судьи Генеральным прокурором.
Конечно, попытки таких изменений не могут рассматриваться в отрыве от корректив, вносимых в другие акты, касающиеся конституционного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика